Работа КТК приостановлена в третий раз за 2022 год

6 июля 2022 года постановлением Приморского районного суда приостановлена деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (КТК) на 30 суток. Это уже третья остановка трубопровода с начала года.

КТК является основным экспортным маршрутом казахстанской нефти на международные рынки. По этому направлению транспортируются около 80% всей сырой нефти Казахстана, в целом через территорию России – более 90% казахстанской нефти.


На рисунке отражены: объем экспорта за 2021 год (млн тонн) и максимальная/проектная мощность (млн тонн/год) нефтепроводов

На фоне благоприятной международной конъюнктуры рынка энергоресурсов потеря прибыли через КТК будет стоить 5% годового дохода бюджета. Это окажет достаточно болезненное влияние экономику Казахстана, особенно если учесть, что нефть занимает 52% в структуре экспортных позиций страны.

По нашему мнению, Казахстану в ближайшей перспективе будет сложно осуществить диверсификацию экспорта нефти из-за отсутствия должной транспортно-транзитной инфраструктуры. Международному консорциуму, в который входят Россия, Казахстан и ведущие мировые добывающие компании (РФ – 24%, АО Национальная компания «КазМунайГаз» – 19%, Шеврон Каспиэн Пайплайн Консорциум Компани – 15%, ЛУКОЙЛ ИНТЕРНЕШНЛ ГмбХ – 12.5%, Мобил Каспийская трубопроводная компания – 7.5%, Роснефть-Шелл Каспиэн Венчурс Лимитед – 7.5%, КТК Компани – 7%, БГ Оверсиз Холдингс Лтд – 2%, Эни Интернэшнл Н.А Н.В. С.ар.л. – 2%, КОО Казахстан Пайплайн Венчурс – 1.75%, Орикс Каспиан Пайплайн Лтд – 1.75%), необходимо как можно скорее урегулировать вопрос с приостановкой КТК.

Дополнительно, чтобы хоть как-то компенсировать финансовые потери особое внимание должно быть уделено необходимости диверсификации поставок энергоресурсов, которые идут транзитом через инфраструктуру РФ. На сегодняшний день есть альтернативные пути для экспорта нефти по трубопроводу Атырау-Самара, а также в направлении Китая. Однако эти направления ограничены и требуют увеличение пропускной способности.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе транспортировка казахстанской нефти на Запад может быть реализована через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Однако этот маршрут также требует капиталоемких вложений и приобретения нефтеналивных танкеров для транспортировки до порта Баку.

Кроме того, Казахстан экспортирует нефть не только в западном, но и восточном направлении в Китай. По китайскому направлению необходимо наращивать мощности нефтепровода Атасу-Алашанькоу, который является частью общей системы магистральных нефтепроводов Казахстан – Китай.

Рекомендуем почитать
30 ноября 2022

5 ноября 2022

4 ноября 2022