По данным Reuters, переговоры о возможности продавать до 1.5 млн тонн казахстанской нефти в год через азербайджанский нефтепровод между АО НК «КазМунайГаз» и торговым подразделением Государственной нефтяной компании Азербайджана находятся на завершающей стадии.
В связи с недавними перебоями на основном маршруте экспорта казахстанской нефти – Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), необходимо было срочно искать альтернативные пути, что и предприняла национальная нефтяная компания. Несмотря на большие перспективы направления Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) для выхода на рынки Европы, существует ряд серьезных недостатков.
Трубопровод БТД связывает Сангачальский терминал на берегу Каспийского моря с морским терминалом Джейхан на турецком побережье Средиземного моря. Общая протяженность нефтепровода составляет 1 768 км, пропускная способность – 1.2 млн баррелей в сутки.
При этом владельцы трубопровода заинтересованы в транспортировки казахстанской нефти для обеспечения рентабельности, так как объемов азербайджанской не хватает для полной загрузки. В прошлом году 22.5 млн тонн пропускной способности БТД остались неиспользованными, а это практически половина всей мощности.
Однако БТД логистически сложнее и намного дороже, чем трубопровод КТК. За последние 10 лет по этому направлению было перевезено всего 4 млн тонн казахстанской нефти.
На сегодняшний день через Каспийское море доступны только танкерные перевозки нефти, что оказывает значительное влияние на конечную стоимость углеводородов. Казахстанский флот очень ограничен, а инфраструктура порта не приспособлена для обеспечения перевозки необходимого объема.
Кроме ограниченности существующей инфраструктуры, немаловажной проблемой является разница в качестве казахстанской и азербайджанской нефти. При смешении более тяжелой казахстанской нефти, азербайджанской стороной, вероятнее всего, будут накладываться дополнительные тарифы на прокачку нефти, что также увеличит стоимость транспортировки.
Разработка Транскаспийского маршрута требует капиталоемких вложений в инфраструктуру и четких договоренностей с заинтересованными сторонами. И даже при должной реализации, этот маршрут не сможет стать альтернативой КТК, а только перенаправит часть экспортной нефти в обход России.
Согласно модели IHS Markit по перспективам экспорта до 2050 года, БТД вообще не рассматривается в качестве маршрута казахстанской нефти из-за наличия более экономически выгодных альтернатив и снижения экспортных объемов после 2035 года.