Проведение любого масштабного спортивного мероприятия подразумевает под собой немалые расходы для бюджета страны, естественно, что от его проведения страна-хозяйка ожидает получить некую выгоду. Самый популярный тезис гласит, что такие мероприятия повышают узнаваемость страны, городов проведения и способствуют развитию туризма. Для инфраструктуры, созданной для спортивного мероприятия, разрабатываются планы наследия – как можно в перспективе их использовать. Однако развитие туризма в большей степени определяется уже существующим базовым трендом и положением страны в мировом туристическом потоке.
Мы провели небольшое исследование о том, как проведение чемпионата мира по футболу повлияло на развитие туризма. Рассмотрели последние 6 чемпионатов, включая недавно завершенный в Катаре.
Для измерения влияния мундиаля на развитие туризма мы использовали фактическое изменение турпотока, которое было сглажено от разовых выбросов с помощью логарифмической сглаживания временного ряда. Затем был применен Фильтр Ходрика-Прескотта для выявления тренда и определения потенциального уровня изменения турпотока каждой исследуемой страны, что и соответствует базовому тренду развития туризма в стране.
Изменение доли турпотока в индексном выражении
На графике выше показано изменение доли турпотока в индексном выражении от общемирового объема за 3 года до и 5 лет после проведения чемпионата мира. Мы решили, что использовать относительные показатели лучше, чем абсолютные. Дело в том, что последние могут включать в себя дополнительные факторы, такие как рост населения, геополитическая ситуация и ряд других, которые в свою очередь будут являться логичной причиной изменения турпотока.
Турпоток во всех рассматриваемых странах логически рос в период проведения чемпионата и в основном постепенно снижался после его окончания. При этом показатели меняются в соответствии со средним изменением туристического потока в мире, за исключением Южно-Африканской Республики, где турпоток продолжил расти. Рассмотрим подробнее изменение турпотока по странам за несколько лет до и после проведения ЧМ.
Развитые страны
Чемпионат мира по футболу в 2002 году проводился одновременно в Южной Корее и Японии. Мундиаль не оказал значительного влияния на эти страны: ни краткосрочного, ни долгосрочного изменения доли от мирового турпотока не наблюдалось. Эти две азиатские страны благодаря популярности аниме, дорам и K-Pop музыки привлекают достаточно много туристов. Кроме того, в Корее очень развит медицинский туризм. Динамика роста турпотока в этих странах всегда шел около потенциального уровня.
Изменение турпотока в Германии также не было связано с проведением чемпионата мира по футболу. В момент самого проведения мероприятия доля турпотока была значительно ниже своего потенциального уровня. Отметим, что на период после проведения ЧМ пришелся период мирового кризиса 2008-2009, что в свою очередь могло оказать влияние на нахождение тренда фактической динамики доли турпотока от потенциального уровня, в том числе игнорируя фактор чемпионата. Кроме того, Франкфурт является мировым «альфа-городом», который является центром коммерции, культуры и транспортным узлом, обеспечивающим Германии высокий уровень турпотока на протяжении всего исследуемого периода, что может сильно искажать эффект влияния точечных спортивных событий. Кроме того, Германия находится в самом центре Европы и обеспечивается стабильным потоком туристов из Европейского союза.
Развивающиеся страны
Южно-Африканская Республика является наиболее ярким примером положительного эффекта от проведения чемпионата, демонстрируя заметное улучшение в сфере туризма после мероприятия. Отметим, что и до проведения ЧМ страна была достаточно популярным направлением в Африке благодаря своим пляжам, заповедникам, географическому расположению и наличию развитой туристической инфраструктуры.
Бразилия уже на протяжении длительного времени является наиболее популярной туристической страной во всем мире. Причиной тому служат известные всему миру Бразильские карнавалы, пляжи и живописная природа, которые привлекают не только туристов, но и всех поклонников фестивалей и любителей сёрфинга. В момент проведения чемпионата мира по футболу уровень турпотока испытал кратковременный положительный шок, после которого показатель вернулся к своему потенциальному уровню.
Уровень изменения турпотока в Российской Федерации был отрицательным за 2 года до чемпионата и остался на таком же уровне на протяжении всего исследуемого периода. Можно предположить, что решение о проведении мундиаля в России было связано именно с целью повышения узнаваемости и популярности страны как туристического направления. Однако мы видим, что это не помогло стране и изменение доли от мирового турпотока сохранило свой нисходящий тренд.
Влияние ЧМ на пять стран
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что проведение спортивного мероприятия в развитых странах не влияет на уровень развития туризма и рост туристического потока, который и так полностью совпадает с его потенциальным уровнем. В Бразилии проведение мундиаля также не смогло сдвинуть довольно сильные базовые факторы развития туризма.
Для стран с низким уровнем туристических потоков проведение ЧМ может влиять положительно, если есть сильные базовые условия для развития туризма, например, доступ к океану и благоприятный климат. Так, например, проведение чемпионата не помогло РФ, но благоприятно повлияло на туризм в ЮАР.
В целом проведение масштабного мероприятия может выступать лишь хорошим дополняющим звеном общей программы туристического развития, а не самой программой.
Что же будет с Катаром?
Катар посещают достаточно много туристов, но в основном летящие популярной катарской авиакомпанией и останавливающиеся на стыковку в Дохе. Но мы видим, что с 2017 года уровень турпотока начал снижаться относительно своего потенциального уровня. Решение о проведении чемпионата мира по футболу 2022, вероятнее всего, продиктовано желанием вернуть турпоток до его потенциального уровня и нивелировать негативное влияние периода локдауна.
В целом, тенденция повторяет Бразильский сценарий изменения турпотока: после небольшого всплеска в период проведения ЧМ, он вернется к своему потенциальному уровню в долгосрочном периоде.