Jusan Analytics made up the Dastarkhan Index

The index allows you to assess the level of personal inflation and purchasing power of residents of Nur-Sultan and Almaty cities

Inflation: official and personal. Why do our feelings about price increases sometimes do not coincide with official data?

According to the official data of the Bureau of National Statistics (BNS),  an annual inflation in Kazakhstan in June 2022 was 14.5%. However, the majority of Kazakhstanis may feel the price change in different ways, which causes people to think about the artificial “under-reporting” of the official data.

The main reason for this discrepancy is the possible difference between each person’s consumer basket and the BNS basket, especially depending on the region of residence and taste preferences. In addition, it is worth to have meant  that there is a phenomenon of perception and sense of inflation, and to judge the overall inflation level in a country by the change in price for one particular product or group of goods is impossible.

How to calculate the personal inflation of 99% of Kazakhstan residents?

We have developed the Dastarkhan Index in order to see into a matter and “land” inflation processes on the majority of Kazakhstanis. The main idea is to estimate the inflation level and purchasing power, according to the most common food set only for Nur-Sultan and Almaty cities so far.

To make up the Dastarkhan Index Jusan Analytics team has selected 5 favorite dishes of Kazakhstanis from the national cuisine:

  • Sorpa (first course);
  • Besbarmak (second course);
  • Vegetable salad;
  • Bauyrsak;
  • Zhent (dessert);
  • Tea with milk (drink).

In our opinion that set of dishes covers a significant part of the food basket included in the BNS consumer price index, and an extent may reflect the level of so-called personal inflation. It is worth noting that the calculations we ofer cannot be a substitute for the BNS consumer prices index.

The Dastarkhan Index is similar to such an unusual, but quite popular economic index: Big Mac, Russian salad, borshch. The calculation results will be relevant for the majority of the country’s residents and will partly allow assessing the consumer purchasing power.

The Dastarkhan Index is calculated using the following formula:

The set of dishes cost is determined according to the official statistics and Jusan big-data on retail prices of large retailers in the appropriate cities, and the wage level is determined according to the BNS.

For the convenience of users, we have calculated the Dastarkhan Index based on the calculation of dishes for 1 person. The composition and weight ratio of the products for cooking were verified by Tarih restaurant of Kazakh Signature Cuisine.

According to the data obtained on the basis of Jusan big-data, in June the set of dishes cost of the Dastarkhan Index in Almaty amounted to 2,055 tenge (according to the official statistics – 1,607 tenge), in Nur-Sultan amounted to 1,807 tenge (1,674 tenge).

According to our data most of the products in Almaty are more expensive than indicated in the official statistics (deviation – 27.9%). At the same time, in the capital, the deviation in prices is multidirectional and amounted to 7.9%.

Meat and milk are more expensive than the official statistics show, and vegetables and oils on the contrary, are cheaper.

It should be noted that our sugar prices, the growth of which is one of the main triggers of food inflation in June 2022, are 6.9% lower in Nur-Sultan city and 7.6% lower in Almaty than the BNS data.


According to Jusan big-data for June 2022:

  • In a month prices in the capital increased by 4.6% The main driver was the increase in prices for meat – 21.2%., flour – 15.9%. At the same time, there was a seasonal pattern in vegetable prices by more than 6.0%.
  • In Almaty, in the month prices increased less significantly, by only 0.2%. Meat and vegetables increased in price by 3.2% and 1.1% respectively, flour and cereals showed a maximum increase of 8.8%.
  • Jusan big-data on sugar price growth is much lower than the official data of the BNS show us.

Calculating the quantitative value of the Dastarkhan Index in June, we have obtained the following data:

  • for Almaty city resident the Index will be 159 Dastarkhan servings (using the official data – 204);
  • for a resident of the capital – 203 Dastarkhan servings (219).

Conclusion

Based on Jusan Analytics the food set cost from the Dastarkhan Index is higher than the BNS data by 7.9% in Nur-Sultan city and by 27.9% in Almaty city.

In Almaty, the inflation rate is lower than in Nur-Sultan city, which does not match to the official statistics. According to the official BNS data for June, the food products monthly inflation level included in the Dastarkhan set in Almaty was 1.3% and 0.8% in the capital. According to Jusan big-data, inflation in Nur-Sultan was equal to 4.6% and in Almaty – 0.2%.

Following the calculations, there is a gap between the rates of price changes obtained by Jusan Analytics and the BNS official statistics: for Nur-Sultan city it is (+3.8p.p.) and for Almaty – (-1.1p.p.).

At the same time, food prices in Almaty city are much higher than in the capital. Thereof we can conclude that the purchasing power of residents of the capital is higher than Almaty residents ones.

In the coming months, we will continue to provide weekly data on the Dastarkhan Index, which will allow the population to assess the personal inflation level. Knowing the personal inflation level will be a guideline, for example, during planning a family budget or making a decision about an expensive purchase.

 


 

Disclaimer:

Jusan Analytics is an analytical structural division of “Jusan Bank” JSC.

This work is for informational purposes only and is not an offer or attempt to provide report, business, financial, investment, legal, tax or other professional advice or services by Jusan Analytics. The publication is based on information that we consider reliable and obtained from dependable open sources, but we do not confirm that all the information provided is absolutely accurate.

We are not responsible for the readers’ use of the information that is contained in the work to make his independent financial decisions. “Jusan Bank” JSC represented by the Jusan Analytics team does not undertake to regularly update the information contained in the publication or correct possible inaccuracies. At the same time, the information in the work is not exhaustive and may be changed at any time without prior notice.

The information published in the work is available for personal use, but is not intended for commercial distribution and cannot be reproduced, transmitted or published, in its entirety or in sections, without the prior written permission of Jusan Analytics.

© 2022, all rights reserved.

We recommend reading
8 December 2022

The Index allows you to assess the level of personal inflation and purchasing power of residents of Astana and Almaty cities

8 December 2022

Jusan Analytics team calculated he Export Price Index for the main goods of Kazakhstan (XPI JA)

21 November 2022

Jusan Analytics team calculated the Tenge Index (KZTX JA)

Jusan Analytics создал Индекс Дастархана

Индекс позволяет оценить уровень личной инфляции и покупательской способности жителей Нур-Султана и Алматы

Инфляция: официальная и личная. Почему наши ощущения по росту цен иногда не совпадают с официальными данными?

По официальным данным Бюро национальной статистики (БНС) годовая инфляция в Казахстане в июне 2022 составила 14.5%. Однако большинство казахстанцев могут по-разному ощущать происходящее изменение цен, что вызывает у людей мысли об искусственном «занижении» официальных данных.

Основной причиной такого расхождения является возможное отличие потребительской корзины каждого человека от корзины БНС, в том числе в зависимости от региона проживания и вкусовых предпочтений. Кроме того, стоит иметь ввиду, что существует феномен восприятия и ощущения инфляции, когда невозможно судить об общем уровне инфляции в стране по изменению цены на один определенный продукт или группу товаров.

Как посчитать личную инфляцию 99% жителей Казахстана?

Для того, чтобы разобраться в этой проблеме и «приземлить» инфляционные процессы на большинство казахстанцев, мы разработали Индекс Дастархана. Основной идеей является оценка уровня инфляции и покупательской способности, пока только по Нур-Султану и Алматы, по наиболее распространенному продуктовому набору.

Команда Jusan Analytics для построения Индекса Дастархана выбрала 5 любимых блюд казахстанцев из национальной кухни:

  • Сорпа (первое блюдо);
  • Бесбармак (второе блюдо);
  • Овощной салат;
  • Бауырсак;
  • Жент (десерт);
  • Чай с молоком (напиток).

Такой набор блюд, по нашему мнению, охватывает значительную часть продуктовой корзины, входящей в индекс потребительских цен БНС, и в определенной степени может отражать уровень так называемой личной инфляции. Стоит отметить, что предлагаемые нами расчеты никак не могут являться заменой индексу потребительских цен от БНС.

Индекс Дастархана аналогичен таким необычным, но довольно популярным экономическим индексам: бигмака, оливье, борща. Результаты расчета будут актуальными для большинства жителей страны и отчасти позволят оценивать покупательскую способность населения.

Индекс Дастархана рассчитывается по следующей формуле:

Стоимость набора блюд определяется по данным официальной статистики и данным Jusan big-data по розничным ценам крупных ретейлеров в соответствующих городах, а уровень заработной платы – по данным БНС.

Для удобства пользователей, мы произвели расчёты Индекса Дастархана исходя из калькуляции блюд на 1 человека. Состав и весовое соотношение продуктов для приготовления блюд были верифицированы рестораном авторской казахской кухни «Tarih».

По данным, полученным на основе Jusan big-data, в июне стоимость набора блюд Индекса Дастархана в Алматы составила 2 055 тенге (согласно официальной статистике – 1 607 тенге), в Нур-Султане составила 1 807 тенге (1 674 тенге).

Большинство продуктов в городе Алматы, согласно нашим данным, стоят дороже, чем указано в официальной статистике (отклонение – 27.9%). При этом в столице отклонение в ценах разнонаправленное и составило 7.9%.

Мясо и молоко стоят дороже, чем показывает официальная статистика, а овощи и масла наоборот.

Отметим, что наши цены на сахар, рост которого является одним из основных триггеров продовольственной инфляции в июне 2022 года, на 6.9% ниже по городу Нур-Султан и на 7.6% в Алматы, чем данные БНС.


Согласно Jusan big-data за июнь 2022 года:

  • Цены в столице за месяц выросли на 4.6%. Основным драйвером послужил рост цен на мясо – 21.2% и муку – 15.9%. При этом наблюдалось сезонное снижение цен на овощи на 6.0%.
  • В Алматы цены за месяц выросли менее существенно, всего на 0.2%. Мясо и овощи выросли в цене на 3.2% и 1.1% соответственно, мука и крупы показали максимальный рост – 8.8%.
  • Данные Jusan big-data по росту цен на сахар гораздо ниже, чем это показывают официальные данные БНС.

Рассчитывая количественное значение Индекса Дастархана в июне, получаем следующие данные:

  • для жителя Алматы Индекс будет составлять 159 порций Дастархана (с использованием официальных данных – 204);
  • для жителя столицы – 203 порции Дастархана (219).

Вывод

Стоимость продуктового набора Индекса Дастархана, согласно данным Jusan Analytics, выше, чем данные БНС на 7.9% по городу Нур-Султан и на 27.9% по Алматы.

В Алматы уровень инфляции оказался ниже, чем в городе Нур-Султан, что не соответствует официальной статистике. Уровень месячной инфляции продовольственных товаров, включенных в набор Дастархана, по официальным данным БНС за июнь, составил в Алматы – 1.3%, в столице 0.8%. Согласно Jusan big-data, инфляция в Нур-Султане составила 4.6%, а в Алматы – 0.2%.

Согласно полученным расчетам, имеется разрыв между темпами изменения цен, полученных Jusan Analytics и официальной статистикой БНС: по городу Нур-Султан – (+3.8 п.п.), по Алматы – (-1.1 п.п.).

При этом цены на продовольственные товары в городе Алматы гораздо выше, чем в столице. Из этого можно сделать вывод, что покупательская способность жителей столицы выше, чем у алматинцев.

В последующем мы продолжим еженедельно предоставлять данные по Индексу Дастархана, что позволит населению оценивать уровень личной инфляции. Знание уровня личной инфляции будет ориентиром, например, при планировании семейного бюджета или принятии решения о дорогостоящей покупке.

 


 

Ограничение ответственности:

Jusan Analytics является аналитическим структурным подразделением АО «Jusan Bank».

Эта работа носит исключительно информационный характер и не является предложением или попыткой со стороны Jusan Analytics предоставить отчетность, деловые, финансовые, инвестиционные, юридические, налоговые или другие профессиональные консультации или услуги. Публикация основана на информации, которую мы считаем надежной, полученной из достоверных открытых источников, однако мы не утверждаем, что все приведенные сведения абсолютно точны.

Мы не несем ответственность за использование читателями информации, содержащейся в работе, для принятия самостоятельных финансовых решений. АО «Jusan Bank» в лице команды Jusan Analytics не берет на себя обязательство регулярно обновлять информацию, которая содержится в публикации или исправлять возможные неточности. При этом информация в работе не является исчерпывающей и может быть изменена в любое время без предварительного уведомления.

Опубликованная в работе информация доступна для личного пользования, но не предназначена для коммерческого распространения и не может быть воспроизведена, передана или опубликована, целиком или по частям, без предварительного письменного разрешения Jusan Analytics.

© 2022 год, все права защищены.

Рекомендуем почитать
30 ноября 2022

Индекс позволяет оценить уровень личной инфляции и покупательской способности жителей Астаны и Алматы

21 ноября 2022

Команда Jusan Analytics рассчитала Индекс экспортных цен на основные товары Казахстана (XPI JA)

21 ноября 2022

Команда Jusan Analytics рассчитала Индекс тенге (KZTX JA)