По данным нашего Индекса потребительских расходов мы видим сохранение повышенного спроса на товары и услуги на протяжении всего года относительно значений прошлого периода.
При этом можно заметить нетипичный рост спроса в марте текущего года, связанного, по нашему мнению, с увеличением неопределенности, ослаблением курса и геополитического шока. В последующем наблюдалось довольно сильное сжатие потребительского спроса до минимума в мае. После потребительский спрос вновь вернулся на траекторию роста, достигая максимумов в июле и августе.
Спрос на потребительские товары характеризуется достаточно схожей динамикой. Пиковые значения пришлись на март, затем наблюдался спад и последующий довольно устойчивый рост в летний период.
Спрос на непродовольственные товары демонстрирует весьма высокие значения на протяжении года, пиковое значение отмечалось в марте и июле с последующей нормализацией к концу августа.
Июльский рост спроса на непродовольственные товары происходил одновременно с ослаблением тенге. Это может указывать на определенный паттерн поведения людей в условиях повышения цен по непродовольственным товарам: понимание дальнейшего роста цен в связи с ослаблением тенге и большим эффектом переноса в стоимость непродовольственных товаров, что отражается на желании людей совершить покупку сейчас, пока цены еще не выросли.
В разрезе непродовольственных товаров значительный рост спроса относительно прошлого года за вычетом инфляции наблюдается по категории одежда и обувь в среднем на 40%-45% больше. При этом спрос на бытовую технику и электронику начал устойчиво находиться в зоне роста только с июня, тогда как ранее расходы были либо меньше показателя прошлого года, либо в пределах нормы – 15%. Вместе с тем, мы отмечаем довольно существенное снижение спроса на мебель и строительные товары, что указывает на определенное охлаждение жилищного и строительного рынка относительного прошлого года.
В разрезе услуг отмечается рост расходов на кафе и рестораны. Максимум расходов пришлось на летний период, что отчасти связано с определенными ограничениями, наблюдавшими в прошлом году в связи с карантином. Аналогичную динамику демонстрируют расходы по услугам в сфере отдыха и туризма, на покупку авиабилетов.