За последние 5 лет каждый казахстанец в среднем стал потреблять на 20% больше товаров и услуг. Внутренний рынок под влиянием экономических и демографических факторов увеличился более чем на 24 млрд долларов США.
Одновременно с этим, на потребительском рынке происходят масштабные структурные изменения:
- стали меньше использовать наличные, заменив их мобильными переводами, оплатой картой и бесконтактно;
- можем производить покупки, не выходя из дома, а если не хватает денег, то в несколько кликов оформить кредит;
- через мобильные приложения заказываем доставку еды из любимого ресторана, вызываем такси, находим специалистов для ремонта и работы по дому;
- онлайн слушаем музыку, покупаем фильмы и видеоигры, проходим образовательные курсы и получаем медицинские консультации.
2020 год – пандемия COVID-19 и социальное дистанцирование – значительно повлиял на эти процессы, существенно ускорив «цифровизацию потребления».
Быстрота происходящих изменений и разная склонность адаптации к ним различных возрастных групп формирует свои, привычные и предпочтительные, формы и способы потребления для каждого поколения казахстанцев. При этом растет межпоколенческий разрыв, который будет оказывать существенное влияние на структуру внутреннего рынка в ближайшие 5, 10, 15 лет.
В этом исследовании мы рассмотрели:
- Как поколение «бэби бумеров» повлияло на масштабы потребления?
- Что изменится на потребительском рынке с увеличением влияния «цифрового поколения» казахстанцев?
Подробнее читайте в документе
Jusan Analytics определил 7 мегатрендов
Команда Jusan Analytics подвела экономические итоги года и определила 5 главных событий 2022 года