В прошлом году АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (КТК), по которому транспортируется большая часть казахстанской нефти (около 80%), приостанавливал свою деятельность несколько раз. В результате, это очень сильно отразилось на деятельности горнодобывающей промышленности, ВДС которой по итогам 2022 года снизилась на 1%.
Недавно в медиапространстве появилось сообщение о том, что с 19 по 22 февраля текущего года на морском терминале КТК вновь была остановлена отгрузка нефти. Также в СМИ выходила информация о том, что КТК приостановил прием нефти с месторождения Тенгиз.
По нашему мнению, «фактор КТК» сейчас является самым постоянным, большим и непредсказуемым риском для дальнейшего развития экономики Казахстана, которая очень сильно зависит от нефтегазового сектора. Ранее озвученные планы Правительства и КазМунайГаза по диверсификации экспорта нефти с помощью нового маршрута через Баку-Тбилиси-Джейхан после недавних трагических событий в Турции стали практически неосуществимы.
Таким образом, при построении наших макроэкономических прогнозов развития Казахстана, мы также рассматривали и пессимистичный сценарий, который учитывает в себе риски сырьевого сектора экономики. Так, наш прогноз реального ВВП по пессимистичному сценарию составляет 2.4%, что значительно ниже ранее озвученного диапазона в 3.8-4.3%.