Features of national agriculture: wheat

Kazakhstan is known to the world market as a producer of grain, primarily wheat. The priority for grain was formed back in Soviet times and, most likely, is dictated not by the efficiency of their cultivation in the republic, but by the need for a large country in food security. Further development in this direction was largely based on the principle – “because it has always been done this way.”

During the Soviet era (1986-1990), the yield of Kazakhstan wheat averaged 12.6 quintals per hectare. And even in this period before the collapse of the Union, the yield was higher than it is now.

In the 1980s, grain production in Kazakhstan was ensured by the intensification of production. 50% of the crop was formed due to the use of mineral fertilizers, 20% – due to the use of zoned varieties and 30% – due to compliance with technology. But due to organizational changes carried out in the agricultural sector this proportion is violated, also because of violations in the technology of cultivation of grain crops, price disparity and other factors.

Kazakhstan ranks 109th out of 130 countries cultivating wheat in this yield. Our country mainly grows soft wheat of strong varieties, which contains a lot of protein (gluten), but has a low yield relative to soft weak varieties. However, even among countries with comparable wheat varieties, Kazakhstan wheat has the lowest yield.

Table 1. The yield of wheat of various varieties in the world, q/ha

1992-19961997-20012002-20062007-20112012-20162017-2020
countries cultivating weak wheat varieties
New Zealand536675809192
EU countries636566697270
Egypt546365636665
Saudi Arabia454654606260
China373843485356
Ukraine302628313939
Russia161719212628
countries cultivating strong wheat varieties
Canada222225293334
USA252728303133
Argentina212425282931
Australia181915172117
Kazakhstan81010111211

Source: calculated on FAOSTAT data

Low wheat yield in Kazakhstan compared to most countries may be a consequence of insufficient use of fertilizers. Kazakhstan occupies one of the last places in the world – 155 out of 170 countries in the use of fertilizers (total) per hectare of arable land. Thus, the use of fertilizers is almost 5 times lower than in Russia, and almost 100 times less than the leaders. Insufficient use of fertilizers limits the volume and quality of the harvested crop.

Table 2. Use of fertilizers, kg/ha

20162017201820192020
Egypt424.0435.8412.4406.2401.2
China403.7391.6369.6350.0336.8
Netherlands281.3280.3264.4264.0267.9
Great Britain245.9246.6243.8243.2189.4
Israel211.2184.2191.0182.994.3
Belarus143.8139.7153.2151.1177.6
Uzbekistan231.6231.8231.8230.8230.7
France154.8168.5162.7148.4160.0
India153.3157.4162.2171.8192.9
USA125.7125.6124.8124.4124.0
Ukraine51.360.263.763.473.7
Russia18.417.020.522.325.0
Kazakhstan3.85.34.01.95.6

Source: calculated on FAOSTAT data

Wheat trade

Kazakhstan accounts for about 2% of the world wheat trade. Wheat exports in the last five years have averaged 5 million tons per year.

The low yield of strong wheat varieties is compensated by their higher cost. Such wheat has baking properties due to its high protein content and can serve as an improver in the production of flour from weak varieties. Accordingly, the demand for it is higher than for more affordable weak wheat.

Strong varieties of soft wheat are grown in certain climatic zones. And only following a few countries cultivate these varieties: the USA, Canada, Australia, Argentina and Kazakhstan. At the same time, due to the unstable quality of wheat produced and its weak promotion on the world market, Kazakhstan is practically unknown to the world market as a producer of high-quality wheat.

The main consumer countries of Kazakhstan wheat are neighbouring countries from the CIS. For 20 years (from 2001 to 2021), Kazakhstan exported its wheat to 72 countries, but only 2 countries purchased Kazakhstan wheat throughout the period with stable volumes – Uzbekistan and Tajikistan. These two countries account for 60-70% of supplies. Another 7 countries buy Kazakhstan wheat relatively regularly, but in small volumes, for example, Turkey and Italy.

Firstly, it is necessary to improve the quality of wheat produced from the current grade 3 to grades 1-2 to change the situation. In addition, necessary to actively promote Kazakhstan wheat to the world market:

  • to participate in international exhibitions where the country could demonstrate high-quality wheat;
  • to supply free trial batches to interested countries;
  • to achieve a stable quality of wheat produced from year to year.

But are there any manufacturers interested in this? If the current state of affairs guarantees income, is the manufacturer or the state interested in actively promoting products for which it is necessary to spend large financial resources?

Agricultural potential

At the same time, we see potential. Take at least the land resources of Kazakhstan. As a rule, a significant territory implies a high agricultural potential.

According to the Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), Kazakhstan ranks 6th in agricultural land (79% of the country’s area), a bit behind Russia (see Table 3). However, arable land accounts for only 14% of agricultural land. This means that a significant amount of agricultural land in Kazakhstan falls on uncultivated land – range lands, meadows and steppes.

Table 3. The area of the countries, their agricultural areas and arable lands, thousand hectares

 area of the countryagricult. areaarable landsthe share of agricult. areas from the total area of the countryshare of arable land from agricult. areas
Russia1 709 825215 494123 44213%57%
Canada987 97558 03538 6936%67%
China983 151527 722134 88954%26%
USA956 291405 701160 32842%40%
Brazil851 577236 73563 46528%27%
Australia774 122358 31730 93546%9%
India328 726179 204168 86655%94%
Argentina278 040110 11034 48540%31%
Kazakhstan272 490215 29429 72879%14%

Source: calculated on FAOSTAT data

Crop production occupies a little more than half – 52-54% of the structure of agricultural production in Kazakhstan. At the same time, as we noted earlier, the share of arable land is low – only 14% of agricultural land, which means that about 85% of the land is more suitable for livestock husbandry.

Division of areas by crops

Grain crops are the basis of crop production in Kazakhstan. They accounted for about 90% of the acreage until 2007. Then their share is gradually decreasing and has recently been about 80%.

The greatest reduction in acreage for major crops occurred in the first years of independence (1992-1996), and then the land use in Kazakhstan increased, but still has not reached the level of 1992.

Oilseeds have been gradually winning back their share in the structure of the area since 2007. At the same time, the area for grain is not reduced, which indicates an increase in the use of arable land.

From the structure of the acreage follows that vegetables, fruits and root crops occupy very low shares. And such a structure has developed historically. However, the structure of the crop is slightly different from the structure of the acreage. Cereals keep the leadership, but with a significantly smaller share. Root crops (potatoes) and vegetables occupy a share of less than 1% of the acreage, but their share in the volume of harvests is more than 10%. It should be noted that there was a systematic increase in the yield for all major crops.

The yield of all crops has increased, but cereals are not the leaders of progress again over the past 30 years. They increased the yield by about 1.5 times, while vegetables and fruits by more than 2.5 times.

It suggests whether grain crops are the most effective for growing in Kazakhstan.

Alternative to wheat

Tomatoes, potatoes, apples, apricots, etc. are significantly superior to wheat in terms of returns per hectare of acreage. Moreover, Kazakhstan imports most vegetables and fruits, although it could produce itself. But there is a certain complexity here. Now most fruits and vegetables are grown in the households of the population, extensively, not on an industrial scale, although we can see a great prospect for the development of such production.

If you look at the gross profit received from the sale of 1 centner of production, wheat is also inferior to vegetables and fruits.

Table 4. The volume of gross profit from the sale of 1 centner of production, tenge

20162017201820192020
Tomatoes16 4718 4241 82327 17924 956
Apricots8 823-4 90214 1536 2477 615
Apples4 7755 9165 35110 0176 977
Soy beans1 6922 9253 1516 0953 114
Corn1 2451 2048142 5102 935
Flax1 8822 6871 4592 7812 921
Potato9772 0182 7133 1941 996
Sunflower3 2892 5822 1051 4551 793
Wheat9928071191 3081 569
Rice1 766731178578257
Sugar beet-10834-103-1 152-829

Source: calculated on FAOSTAT and the Bureau of the National Statistics of the Republic of Kazakhstan data

Which way to go

Following the above data, wheat may not be the most effective crop in Kazakhstan and it is worth reviewing priorities in the structure of crop production or reconsidering approaches to wheat cultivation, to make it an effective and highly profitable product.

Based on the production and export of wheat over a long period, we can say that 10-12 million tons of wheat are needed to maintain the country’s food security. Kazakhstan can also produce this volume through extensive economic development, as it is now, without investing many resources in improving the quality and efficiency of the production. Consequently, it is possible to reduce the acreage used for wheat and switch to growing other more efficient crops.

Or we could go the other way: increase yields, and improve quality, while developing an aggressive marketing policy to promote goods to the world market.

Which of these ways is acceptable for Kazakhstan largely depends on the goals being set: to stop chasing the leadership in wheat exports and start actively engaging in other crops, or to try to make Kazakhstan wheat a pattern, which is not inferior to analogues from Australia and Canada that have land resources and climatic zones similar to Kazakhstan. Or maybe try to combine them?

We recommend reading
7 November 2022

6 October 2022

25 August 2022

Jusan Analytics conducted an express analysis on shocks in the domestic market

Особенности национального сельского хозяйства: пшеница

На мировом рынке Казахстан известен как производитель зерновых, прежде всего пшеницы. Приоритет на зерновые сложился еще во времена СССР и, скорее всего, продиктован не эффективностью их выращивания в республике, а необходимостью большой страны в продовольственной безопасности. Дальнейшее развитие в этом направлении было в большей степени по принципу – «потому, что так всегда делали».

Во времена СССР (1986-1990) урожайность казахстанской пшеницы в среднем составляла 12.6 центнеров с гектара. И даже в этот период перед началом распада Союза урожайность была выше, чем сейчас.

В 1980-е годы производство зерна в Казахстане обеспечивалось за счет интенсификации производства. 50% урожая формировалось за счет применения минеральных удобрений, 20% – за счет использование районированных сортов и 30% – за счет соблюдения технологии. Эта пропорция нарушена из-за организационных преобразований, осуществленных в аграрной сфере, нарушений в технологии возделывания зерновых культур, диспаритета цен и других факторов.

Казахстан по урожайности пшеницы занимает 109 место из 130 стран мира, культивирующих ее. Наша страна в основном выращивает мягкую пшеницу сильных сортов, которая содержит много белка (клейковины), но имеет низкую урожайность относительно мягких слабых сортов. Однако даже среди стран с сопоставимыми сортами пшеницы – казахстанская пшеница имеет самую низкую урожайность.

Таблица 1. Урожайность пшеницы различных сортов в мире, ц/га

1992-19961997-20012002-20062007-20112012-20162017-2020
страны, культивирующие слабые сорта пшеницы
Новая Зеландия536675809192
Страны ЕС636566697270
Египет546365636665
Саудовская Аравия 454654606260
Китай373843485356
Украина 302628313939
Россия161719212628
страны, культивирующие сильные сорта пшеницы
Канада 222225293334
США252728303133
Аргентина212425282931
Австралия181915172117
Казахстан81010111211

Источник: рассчитано на данных FAOSTAT

Низкая урожайность пшеницы в Казахстане по сравнению с большинством стран может быть следствием недостаточного использования удобрений. По применению удобрений (суммарное) на гектар пахотных земель Казахстан занимает одно из последних мест в мире – 155 из 170 стран. Так, использование удобрений почти в 5 раз ниже, чем в России, и почти в 100 раз меньше, чем у лидеров по использованию удобрений. Недостаточное использование удобрений ограничивает объем и качество собираемого урожая.

Таблица 2. Использование удобрений, кг/га

20162017201820192020
Египет424.0435.8412.4406.2401.2
Китай403.7391.6369.6350.0336.8
Нидерланды281.3280.3264.4264.0267.9
Великобритания245.9246.6243.8243.2189.4
Израиль211.2184.2191.0182.994.3
Беларусь143.8139.7153.2151.1177.6
Узбекистан231.6231.8231.8230.8230.7
Франция154.8168.5162.7148.4160.0
Индия153.3157.4162.2171.8192.9
США125.7125.6124.8124.4124.0
Украина51.360.263.763.473.7
Россия18.417.020.522.325.0
Казахстан3.85.34.01.95.6

Источник: рассчитано на данных FAOSTAT

Торговля пшеницей

На долю Казахстана приходится около 2% мировой торговли пшеницей. Экспорт пшеницы в последние пять лет составляет в среднем 5 млн тонн в год.

Низкая урожайность сильных сортов пшеницы компенсируется ее более высокой стоимостью. Такая пшеница обладает хлебопекарными свойствами за счет высокого содержания белка, и может служить улучшителем при производстве муки из слабых сортов. Соответственно, спрос на нее выше, чем на более доступную слабую пшеницу.

Сильные сорта мягкой пшеницы выращиваются в определенных климатических поясах. Всего несколько стран культивируют эти сорта: США, Канада, Австралия, Аргентина и Казахстан. При этом Казахстан на мировом рынке практически неизвестен как производитель качественной пшеницы из-за нестабильного качества производимой пшеницы и ее слабого продвижение на мировом рынке.

Основными странами потребителями казахстанской пшеницы являются соседние страны из СНГ. За 20 лет (с 2001 по 2021) Казахстан экспортировал свою пшеницу в 72 страны, однако только 2 страны приобретали казахстанскую пшеницу на протяжении всего периода со стабильными объемами – это Узбекистан и Таджикистан. На долю этих двух стран приходится 60-70% поставок. Еще 7 стран относительно регулярно закупают казахстанскую пшеницу, но в небольших объемах, например, Турция и Италия.

Для изменения ситуации в первую очередь необходимо повышать качество производимой пшеницы с текущего 3 класса до 1-2 класса. Кроме того, необходимо заниматься активным продвижением казахстанской пшеницы на мировом рынке:

  • участвовать в международных выставках, где страна могла бы демонстрировать высокое качество пшеницы;
  • поставлять бесплатные пробные партии заинтересованным странам;
  • добиваться стабильного качества производимой пшеницы из года в год.

Но есть ли заинтересованные в этом производители? Если текущее положение вещей гарантирует доход, заинтересован ли производитель или государство в активном продвижении продукции, на которое необходимо тратить существенные финансовые ресурсы?

Сельскохозяйственный потенциал

Потенциал при этом, на наш взгляд, есть. Взять хотя бы земельные ресурсы Казахстана. Как правило, значительная территория подразумевает высокий сельскохозяйственный потенциал.

По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), Казахстан занимает 6 место по размеру сельскохозяйственных угодий (79% от площади страны), совсем немного уступая России (см. таблицу 3). Однако, пахотные земли составляют только 14% от сельскохозяйственных угодий. Это означает, что значительный объем сельскохозяйственных угодий в Казахстане приходится на необрабатываемые земли – естественные пастбища, луга и степи.

Таблица 3. Площадь стран, их сельскохозяйственные угодья и пахотные земли, тыс. га

 площадь странысельхоз. угодьяпахотные землидоля сельхоз. угодий от общей площади страны доля пахотных земель от сельхоз. угодий
Россия1 709 825215 494123 44213%57%
Канада987 97558 03538 6936%67%
Китай983 151527 722134 88954%26%
США956 291405 701160 32842%40%
Бразилия851 577236 73563 46528%27%
Австралия774 122358 31730 93546%9%
Индия328 726179 204168 86655%94%
Аргентина278 040110 11034 48540%31%
Казахстан272 490215 29429 72879%14%

Источник: рассчитано на данных FAOSTAT

В структуре сельскохозяйственного производства Казахстана растениеводство занимает чуть больше половины – 52-54%. При этом, как мы отмечали ранее, доля пахотных земель низкая – всего 14% от сельскохозяйственных угодий, а значит около 85% земель более пригодны для занятия животноводством.

Разделение площадей по культурам

Зерновые культуры являются основой растениеводства Казахстана. До 2007 года на их долю приходилось около 90% посевных площадей. В дальнейшем их доля постепенно снижается и в последнее время составляет около 80%.

Наибольшее сокращение посевных площадей под основные сельскохозяйственные культуры произошло в первые годы независимости (1992-1996), в дальнейшем использование земель в Казахстане увеличивалось, однако все еще не достигло уровня 1992 года.

С 2007 долю в структуре площадей начинают понемногу отвоевывать масличные культуры. При этом площади под зерновые не сокращаются, что свидетельствует о росте использования пахотных земель.

Из структуры посевных площадей следует, что овощи, фрукты и корнеплоды занимают совсем незначительные доли. И подобная структура сложилась исторически. Однако, структура урожая немного отличается от структуры посевных площадей. Зерновые сохраняют лидерство, но с существенно меньшей долей. Корнеплоды (картофель) и овощи в посевных площадях занимают долю менее 1%, но в объеме урожаев их доля составляет более 10%. Отметим, что по всем основным культурам происходил планомерный рост урожая.

За прошедшие 30 лет урожайность всех культур повысилась, однако зерновые, вновь не являются лидерами прогресса. Они увеличили урожайность примерно в 1.5 раза, тогда как овощи и фрукты более чем в 2.5 раза.

Это наводит на мысль, являются ли зерновые культуры наиболее эффективными для выращивания в Казахстане.

Альтернатива пшенице

Томаты, картофель, яблоки, абрикосы и т. д. существенно превосходят пшеницу с точки зрения отдачи с гектара посевной площади. Причем большинство овощей и фруктов Казахстан импортирует, хотя мог бы производить сам. Но тут есть определенная сложность. Сейчас большинство фруктов и овощей выращивают в хозяйствах населения, экстенсивно, не в промышленных масштабах, хотя большая перспектива развития такого производства на лицо.

Если посмотреть на получаемую валовую прибыль от реализации 1 центнера продукции, то пшеница также уступает овощам и фруктам.

Таблица 4. Объем валовой прибыли от реализации 1 центнера продукции, тенге

20162017201820192020
Помидоры16 4718 4241 82327 17924 956
Абрикосы8 823-4 90214 1536 2477 615
Яблоки4 7755 9165 35110 0176 977
Соевые бобы1 6922 9253 1516 0953 114
Кукуруза1 2451 2048142 5102 935
Лен1 8822 6871 4592 7812 921
Картофель9772 0182 7133 1941 996
Подсолнечник3 2892 5822 1051 4551 793
Пшеница9928071191 3081 569
Рис1 766731178578257
Сахарная свекла-10834-103-1 152-829

Источник: рассчитано на данных FAOSTAT и Бюро национальной статистика РК

Какой дорогой идти

Исходя из приведенных выше данных, возможно пшеница не самая эффективная культура в Казахстане и стоит пересмотреть приоритеты в структуре производства растениеводства. Или пересмотреть подходы к выращиванию пшеницы, сделать ее эффективной и высокодоходной продукцией.

Основываясь на производстве и экспорте пшеницы за продолжительный период, можно констатировать, что для поддержания продовольственной безопасности страны необходимо 10-12 млн тонн пшеницы. Казахстан может производить этот объем и экстенсивным путем развития хозяйствования – как сейчас, особо не вкладывая ресурсы в поднятие качества и эффективности производства. Следовательно, можно сократить используемые под пшеницу посевные площади и перейти к выращиванию других более эффективных культур.

Либо пойти другим путем: поднимать урожайность, повышать качество, разрабатывая при этом агрессивную маркетинговую политику продвижения товара на мировой рынок.

Какой из этих путей приемлем для Казахстана, во многом зависит от закладываемых целей: перестать гнаться за лидерство по экспорту пшеницы и начать активнее заниматься и другими культурами, либо постараться сделать казахстанскую пшеницу эталонной, которая не уступает аналогам из Австралии и Канады, имеющих схожие с Казахстаном земельные ресурсы и климатические зоны. Или постараться совместить?

Рекомендуем почитать
7 ноября 2022

6 октября 2022

25 августа 2022

Jusan Analytics провел экспресс-анализ возникновения шоков на внутреннем рынке