Риски и перспективы развития фискальной политики в 2023 году
В апреле-мае прошлого года возросшая геополитическая напряженность из-за конфликта между Россией и Украиной, возникшие проблемы в цепочках поставок и с транспортировкой нефти привели к необходимости оказать дополнительную поддержку экономике. В результате Правительством были пересмотрены планы по бюджету на 2022 год и увеличены расходы.
Источниками покрытия расходов стали пересмотренные уровень гарантированных трансфертов из Национального фонда РК (пересмотр плана на +1.6 трлн тенге) и собственные доходы бюджета (на +3.5 трлн тенге). При этом в краткосрочном периоде фискальное стимулирование влияет прежде всего на расширение совокупного спроса, что приводит к дополнительному росту проинфляционности в экономике.
По результатам года сокращение дефицита бюджета происходило из-за рекордных за последние 5 лет налоговых поступлений и недовыполненных планов по расходной части.
Сильное влияние на бюджет также оказали поступления трансфертов из Национального Фонда РК, без учета которых ненефтяной дефицит значительно углубляется и превышает уровни прошлых лет.
Таким образом, дальнейшее развитие налогово-бюджетной политики, как и раньше, будет во многом зависеть от внешних макроэкономических условий и цен на энергоресурсы.
При этом мы полагаем, что разрабатываемые сегодня новые концепции развития разных сфер экономики, призванные обеспечить дальнейшую траекторию социального и экономического развитие страны, продолжат оказывать давление на расходную часть бюджета.
Достаточно сложным остается вопрос о росте доходной части бюджета с сокращением доли нефтяных поступлений, планируемый в рамках республиканского бюджета на 2023-2025 годы, в условиях продолжительной политической/экономической напряженности и глобального ужесточения монетарных мер.
Это, по нашему мнению, создает некоторую неопределенность в исполнении запланированной налогово-бюджетной политики в текущем году.
Подробнее читайте в документе
Ежемесячный обзор инфляции: причины, компоненты, прогнозы