A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022)

Main conclusions

 

 

High energy prices ensured a 77% increase in tax revenues compared to last yearA quarter of budget revenues are transfers from the National Fund, which increased by 15% in the first half of the year
The execution of the plan for tax revenues to the National Fund in the first half of the year amounted to 79.3%The largest revenue growth is observed in Almaty, Shymkent and Atyrau regions. The largest expenditure growth is noted in Almaty region, Almaty city and the capital
The share of transfers to local budgets is on average half of the income. In some areas, the share exceeds 70%The bulk of expenditures comes to education, social assistance and security, while there is an increase in defense expenditures
Kazakhstan’s public debt continues to grow. 725.2 billion tenge has been allocated from the state budget for debt servicing, which is significantly more than in previous yearsThe political and economic situation that has developed due to the conflict between Russia and Ukraine, and the global monetary tightening harms the fiscal policy of Kazakhstan and leads to the need to revise the budget constantly
The basic risk to the budget of Kazakhstan is still its high dependence on the oil and gas sector. At the same time, many existing state programs and national projects indicate that the budget expenditure will only growThe government should not delay the transition to a countercyclical policy of budget planning in the face of external threats of inflation and pricing pressure

Risks and prospects

The political and economic situation that has developed due to the conflict between Russia and Ukraine and the global monetary tightening harms the country’s fiscal policy and requires constant budget revision.

The government increases guaranteed transfers from the National Fund every time and support the budget, while there is a continuing increase in the non-oil deficit. This leads to economic instability and indicates significant risks for maintaining fiscal stability.

In our opinion, the basic risk to the budget of Kazakhstan is still its high dependence on the oil and gas sector.

The current budget surplus is formed only hence price surge of energy prices.

At the same time, many existing state programs indicate that the expenditure budget will only grow. And the efficiency of the allocation and use of budget funds remains controversial.

Thus, the government should not delay the transition to a countercyclical policy of budget planning in the face of external threats of inflation and pricing pressure.


 

Read more in the paper

Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022) Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022)
Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық) Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық)
A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022) A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022)
We recommend reading
2 December 2022

В июле 2022 года команда Jusan Analytics разработала дэшборд по оценке текущей экономической активности.

30 November 2022

Ежемесячный обзор инфляции: причины, компоненты, прогнозы

30 November 2022

As we expected, the growth of the short-term economic indicator for 10 months of 2022 continued to slow down and amounted to 3.1%. Growth for 9 months has reached 3.5%.

Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022)

Основные выводы

 

 

Высокие цены на энергоресурсы обеспечили рост налоговых поступлений на 77% по сравнению с прошлым годомЧетверть доходов бюджета составляют поступления трансфертов из Национального Фонда, которые в первом полугодии выросли на 15%
Исполнение плана по налоговым поступлениям в Национальный Фонд в первом полугодии составило 79.3%Наибольший рост доходов отмечается в Алматы,
Шымкенте и в Атырауской области.Наибольший рост расходов отмечается в Алматинской области, Алматы и столице
Доля поступления трансфертов в местные бюджеты в среднем составляет половину доходов. В отдельных областях доля превышает 70%Основная часть расходов приходится на сферу образования, социальную помощь и обеспечение, при этом отмечается рост расходов на оборону
Государственный долг Казахстана продолжает расти. На обслуживание долга из госбюджета выделено 725.2 млрд тенге, что заметно больше показателей прошлых летПолитическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, глобального ужесточения монетарных условий, оказывает негативное влияние на бюджетно-налоговую политику Казахстана и приводит к необходимости постоянно пересматривать бюджет
Основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора. При этом множество действующих государственных программ и национальных проектов свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь растиВ условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования

Риски и перспективы

Политическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, и глобального  ужесточения монетарных условий, негативно отражается на налогово-бюджетной политике страны и требует постоянного пересмотра бюджета.

Правительство каждый раз увеличивает гарантированные трансферты из Нацфонда и оказывать поддержку бюджету, тогда как ненефтяной дефицит продолжает увеличиваться. Это приводит к неустойчивости экономики и указывает на наличие существенных рисков для сохранения налогово-бюджетной стабильности.

По нашему мнению, основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора.

Текущий профицит бюджета складывается только в результате роста цен на энергоресурсы.

При этом множество действующих государственных программ свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь расти. А эффективность распределение и использование бюджетных средств остается спорной.

Таким образом, в условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен, Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования.


 

Подробнее читайте в документе

Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022) Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022)
Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық) Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық)
A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022) A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022)
Рекомендуем почитать
2 декабря 2022

В июле 2022 года команда Jusan Analytics разработала дэшборд по оценке текущей экономической активности.

30 ноября 2022

Ежемесячный обзор инфляции: причины, компоненты, прогнозы

30 ноября 2022

За 10 месяцев 2022 года рост КЭИ, как мы и ожидали, продолжил замедление и составил 3.1%. Рост по итогам 9 месяцев достигал 3.5%.