Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022)

Основные выводы

 

 

Высокие цены на энергоресурсы обеспечили рост налоговых поступлений на 77% по сравнению с прошлым годомЧетверть доходов бюджета составляют поступления трансфертов из Национального Фонда, которые в первом полугодии выросли на 15%
Исполнение плана по налоговым поступлениям в Национальный Фонд в первом полугодии составило 79.3%Наибольший рост доходов отмечается в Алматы,
Шымкенте и в Атырауской области.Наибольший рост расходов отмечается в Алматинской области, Алматы и столице
Доля поступления трансфертов в местные бюджеты в среднем составляет половину доходов. В отдельных областях доля превышает 70%Основная часть расходов приходится на сферу образования, социальную помощь и обеспечение, при этом отмечается рост расходов на оборону
Государственный долг Казахстана продолжает расти. На обслуживание долга из госбюджета выделено 725.2 млрд тенге, что заметно больше показателей прошлых летПолитическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, глобального ужесточения монетарных условий, оказывает негативное влияние на бюджетно-налоговую политику Казахстана и приводит к необходимости постоянно пересматривать бюджет
Основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора. При этом множество действующих государственных программ и национальных проектов свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь растиВ условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования

Риски и перспективы

Политическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, и глобального  ужесточения монетарных условий, негативно отражается на налогово-бюджетной политике страны и требует постоянного пересмотра бюджета.

Правительство каждый раз увеличивает гарантированные трансферты из Нацфонда и оказывать поддержку бюджету, тогда как ненефтяной дефицит продолжает увеличиваться. Это приводит к неустойчивости экономики и указывает на наличие существенных рисков для сохранения налогово-бюджетной стабильности.

По нашему мнению, основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора.

Текущий профицит бюджета складывается только в результате роста цен на энергоресурсы.

При этом множество действующих государственных программ свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь расти. А эффективность распределение и использование бюджетных средств остается спорной.

Таким образом, в условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен, Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования.


 

Подробнее читайте в документе

Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022) Обзор фискальной политики (1 полугодие 2022)
Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық) Қазыналық саясатқа шолу (2022 1 жартыжылдық)
A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022) A Review of Fiscal Policy (1 half-year 2022)
Рекомендуем почитать
2 декабря 2022

В июле 2022 года команда Jusan Analytics разработала дэшборд по оценке текущей экономической активности.

30 ноября 2022

Ежемесячный обзор инфляции: причины, компоненты, прогнозы

30 ноября 2022

За 10 месяцев 2022 года рост КЭИ, как мы и ожидали, продолжил замедление и составил 3.1%. Рост по итогам 9 месяцев достигал 3.5%.