Основные выводы
Высокие цены на энергоресурсы обеспечили рост налоговых поступлений на 77% по сравнению с прошлым годом | Четверть доходов бюджета составляют поступления трансфертов из Национального Фонда, которые в первом полугодии выросли на 15% |
Исполнение плана по налоговым поступлениям в Национальный Фонд в первом полугодии составило 79.3% | Наибольший рост доходов отмечается в Алматы, Шымкенте и в Атырауской области.Наибольший рост расходов отмечается в Алматинской области, Алматы и столице |
Доля поступления трансфертов в местные бюджеты в среднем составляет половину доходов. В отдельных областях доля превышает 70% | Основная часть расходов приходится на сферу образования, социальную помощь и обеспечение, при этом отмечается рост расходов на оборону |
Государственный долг Казахстана продолжает расти. На обслуживание долга из госбюджета выделено 725.2 млрд тенге, что заметно больше показателей прошлых лет | Политическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, глобального ужесточения монетарных условий, оказывает негативное влияние на бюджетно-налоговую политику Казахстана и приводит к необходимости постоянно пересматривать бюджет |
Основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора. При этом множество действующих государственных программ и национальных проектов свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь расти | В условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования |
Риски и перспективы
Политическая и экономическая ситуация, сложившаяся из-за конфликта между Россией и Украиной, и глобального ужесточения монетарных условий, негативно отражается на налогово-бюджетной политике страны и требует постоянного пересмотра бюджета.
Правительство каждый раз увеличивает гарантированные трансферты из Нацфонда и оказывать поддержку бюджету, тогда как ненефтяной дефицит продолжает увеличиваться. Это приводит к неустойчивости экономики и указывает на наличие существенных рисков для сохранения налогово-бюджетной стабильности.
По нашему мнению, основным риском для бюджета Казахстана по-прежнему остается высокая зависимость от нефтегазового сектора.
Текущий профицит бюджета складывается только в результате роста цен на энергоресурсы.
При этом множество действующих государственных программ свидетельствуют о том, что расходная часть бюджета будет лишь расти. А эффективность распределение и использование бюджетных средств остается спорной.
Таким образом, в условиях внешних угроз по инфляции и давления со стороны цен, Правительству не следует откладывать переход к контрциклической политике бюджетного планирования.
Подробнее читайте в документе
Ежемесячный обзор инфляции: причины, компоненты, прогнозы