The world is in the verge of stagflation

Inflation has become a global phenomenon in 2022. This was due to accumulated economic and social imbalances in the global economy during the COVID-19 pandemic, which was caused by policies to mitigate the pandemic adverse effects: increased government spending, excessive demand stimulation, accumulation of leverage and distortion of the competitive market environment.

Geopolitical tensions have revealed and worsened previously accumulated problems and have become a new cause of continuing disruptions and difficulties in global supply and production chains. And this has led to a shortage of goods in local markets, thereby distorting market pricing. Prices are rising and their growth rates are measured in double digits, in some countries inflation has reached record-high levels. Previously available goods are already becoming unaffordably expensive, which plunges a lot of people into poverty and is a sign of a rampant crisis in the cost of living in the world.

Financial regulators and governments of the largest countries are trying to counteract the increased price pressure with monetary and non-monetary measures. The measures taken are the most decisive in recent decades and represent the end of the era of easy money in the economy. However, prolonged exposure to high and rising prices worsens future inflation expectations. And people are buying more expecting further price increases – thus, despite the measures of central banks to limit high demand remains. Therefore, all anti-inflationary measures are now less effective in coping with their goal of curbing inflation, but their adverse effect on slowing business activity is already noticeable.

This year we have entered a new cycle characterized by a prolonged period of abnormally high inflation and weak/negative growth. These undesirable trends increase stagflationary risks that cloud economic growth prospects and critically increase the likelihood of additional financial crises.

Countries are being dragged into the stagflation whirlpool

Current assessment

The infographic above shows the current situation regarding the world’s exposure to the risk of stagflation. Jusan Analytics has analyzed the latest data on the inflationary processes for October-November 2022 and economic growth in developed and developing countries for September 2022.

The sample included 70 countries of the world, which account for more than 80% of global GDP. Their distribution considered the excess of inflation of the officially established target by its level (target) and the deviation of GDP growth from the average over the past 5 years, except for the pandemic period (2020-2021).

 Stagflationary risks have been carried into effect in Latvia, Estonia, Moldova, Russia, Belarus and Chile. The inflation in these countries significantly exceeds their target (from 2.5 to more than 10 times), and GDP growth rates are negative – indicating a recession. They account for just over 2.3% of the global GDP.

The current dynamics of inflation and GDP growth are highly likely to develop into stagflation in Turkey, Albania, France, Germany, the Czech Republic and other countries of the second circle. This group (15 countries) unites countries where the level of actual price growth exceeds the target by more than 2 times, and the current economic growth rate deviates downward from the average by more than a quarter. The countries included in this group account for 9.8% of the world’s GDP.

There is an excess of the target and a slight slowdown in economic growth in India, Switzerland, the USA, Kazakhstan, Poland, Austria and other countries of the group. These 19 countries are also united by exceeding the inflation rate of their target and a less significant negative deviation in the actual GDP growth rates than in the previous group. These countries account for more than 31% of the global GDP.

The inflation exceeds the target, but the economy continues to grow in Georgia, Italy, South Korea, Canada, Australia, Azerbaijan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, Armenia and other countries of the fourth circle. This group of 30 countries is united by a positive GDP growth of more than 40% and an increased inflation rate.

The reasons are various in all countries, but they cannot be called balanced and sustainable economic growth. It is not possible to ensure sustainable economic growth in terms of increased internal and external price pressure and retaliatory monetary restrictive measures.

For example, economic growth is significantly higher than the growth rates of previous years in Armenia and Kyrgyzstan and is due to a one-time factor: the influx of e-transfers from Russia and the presence of Russian citizens in these countries.

The countries included in this group account for almost a third of the world’s GDP.

Our sample also includes the second economy in the world – China (more than 18% of the global GDP). Price dynamics there reflect deflation, and economic growth slows down against the background of a zero-tolerance policy for COVID-19.

What’s next?

Next year is likely to be more difficult than this and assumes general macroeconomic turbulence and geopolitical tensions. The main negative factor for the global economy in 2022 is the increased and stubborn price growth that may be replaced by a new threat (the onset of a stagflation period on a global scale), which was mentioned by British politician Ian MacLeod in 1965. The central banks of the world’s leading economies risk going too far in pursuit of curbing price increases and “leading to the worst of the worlds – not just inflation on the one hand or stagnation on the other, but both of them together.”

At the same time, the overall global inflationary background is most probably to stabilize, just because of the massive reversal of countries towards tightening monetary conditions. However, there are concerns that the current monetary measures to combat inflation are already sufficient and it is necessary not to miss the pivot point to stabilization and mitigation of the monetary policy. Otherwise, it is possible to repeat the same scenario that partly influenced the current situation with inflation – no one was able to stop the stimulus measures previously taken to overcome the coronacrisis in time, and they began to transform from temporary to permanent.

Now the situation in the leading economies of the world – the USA, the European Union, Great Britain and China – is raising concerns. The first three economies are at risk of experiencing more difficult times, where economic growth is under pressure from increased sustained inflation and the response of the central banks of these countries to contain it. Even in an optimistic scenario, the situation may develop as a slowdown but maintain weakly positive economic growth. Otherwise, if inflation does not react to the measures already taken to tighten monetary conditions and additional aggressive steps in this direction are required, then the economic activity is likely to decrease significantly.

But it is possible to restore business activity in case of rejection of tough anti-COVID measures or improvement of the epidemiological situation. At the same time, the recovery of the Celestial Empire’s economy on global markets may result in a huge volume of deferred demand and cause a second wave of price increases for all categories of goods and services.

Combating rising inflation and cooling economic activity will also be a priority for developing countries. However, exogenous risks, to which they are more susceptible than developed countries, will limit the speed and effectiveness of government measures taken. With the internal imbalances, the pressure will come from the increasing debt and currency risks, which may lead to a longer recession.

The negative spread of short and long bonds is also alarming (-80 bps is the maximum inverse value for more than 40 years in the United States), which serves as an indicator of early warning of crisis phenomena and is a factor in favour of a greater negative scenario probability. Thus, in early December 2022, the Fitch rating agency lowered its forecast for global GDP growth for 2023 from 1.7% to 1.4%. Goldman Sachs economists also believe that global growth will slow over the next 10 years to less than 3% per year. The main factor in favour of revising estimates was the negative effects of measures to curb price pressure on economic growth.

The International Monetary Fund agrees that the worst is yet to come for global economic growth. The pace of global economic growth next year will be below 2.7%, which the IMF predicted in October 2022. The projected global economic growth rate in 2023 is the lowest since 2001, except for the periods of the global financial crisis and the acute phase of the COVID-19 pandemic.

As IMF Managing Director Kristalina Georgieva said in her October speech, “the global economy is experiencing a fundamental shift, a transition from a predictable world to a world with increased uncertainty and geopolitical confrontation, a world in which any country can deviate from its intended course faster and more often.” In the current difficult conditions, there are no universal and easy-to-implement means to avoid global stagflation. Therefore, it is most notable to identify a balanced and proactive approach that will avoid major difficulties. It is necessary to make joint and concerted efforts to smooth out the consequences of geopolitical tensions and counteract the temptations of further deglobalization of market relations. It is necessary to build a new, more crisis-resistant model of economic development to avoid a hard landing and a prolonged recession pit.

We recommend reading
25 January 2023

Jusan Analytics imagines what will happen if to change some important circumstances in life and the economy. Disclaimer: this work is the author's fantasy, situations or conclusions are hypothetical.

18 January 2023

11 January 2023

Мир на пороге стагфляции

В 2022 году инфляция стала глобальным явлением. Это произошло из-за накопленных экономических и социальных дисбалансов в мировой экономике в период пандемии COVID-19, к которым в свою очередь привела политика смягчения неблагоприятного воздействия пандемии: рост государственных расходов, избыточное стимулирование спроса, накапливание левереджа и искажение рыночной конкурентной среды.

Геополитическая напряженность вскрыла и ухудшила накопившиеся ранее проблемы и стала новой причиной активно продолжающихся перебоев и сложностей в мировых цепочках поставок и производства. Это привело к возникновению дефицита товаров на локальных рынках, тем самым создавая перекос в рыночном ценообразовании. Цены растут и темпы их роста измеряются двузначными цифрами, в некоторых странах инфляция достигла рекордно высоких уровней. Ранее доступные товары уже сегодня становятся неподъемно дорогими, что ввергает большое количество людей в нищету и является признаком буйствующего кризиса стоимости жизни в мире.

Финансовые регуляторы и правительства крупнейших стран мира монетарными и немонетарными мерами пытаются противодействовать повышенному ценовому давлению. Предпринимаемые меры являются наиболее решительными за последние десятилетия и представляют собой символ завершения эпохи дешевых денег в экономике. Однако длительное нахождение в условиях высоких и растущих цен ухудшает будущие инфляционные ожидания. И люди покупают больше, ожидая дальнейший рост цен – сохраняется высокий спрос, несмотря на меры центральных банков по его ограничению. Поэтому все антиинфляционные меры сейчас менее результативно справляются со своей целью по сдерживанию инфляции, но уже заметен их неблагоприятный эффект на замедление деловой активности.

В этом году мы вступили в новый цикл, характеризующийся затяжным периодом аномально повышенной инфляции и слабым/негативным ростом. Сочетание этих нежелательных тенденций повышает стагфляционные риски, которые омрачают экономические перспективы роста и критически увеличивают вероятность возникновения дополнительных финансовых кризисов.

Страны затягивает в пучину стагфляции

Текущая оценка

Инфографика выше показывает текущую ситуацию по подверженности мира рискам стагфляции. Jusan Analytics проанализировал последние данные по ситуации с инфляционными процессами на октябрь-ноябрь 2022 и экономическим ростом в развитых и развивающихся странах мира на сентябрь 2022 года.

В выборку включили 70 стран мира, которые составляют более 80% мирового ВВП. При их распределении учитывалось превышение инфляции официально установленного целевого ориентира по ее уровню (таргета) и отклонение роста ВВП от среднего значения за последние 5 лет за исключением периода пандемии (2020-2021).

В Латвии, Эстонии, Молдове, России, Беларуси и Чили реализовались стагфляционные риски. В этих странах инфляция значительно превышает их таргет (от 2.5 до более 10 раз), а темпы роста ВВП отрицательные – свидетельствуют о рецессии. На них приходится чуть более 2.3% мирового объема ВВП.

В Турции, Албании, Франции, Германии, Чехии и др. странах второго круга текущая динамика инфляции и роста ВВП с высокой вероятностью может перерасти в стагфляцию. Эта группа (15 стран) объединяет страны, где уровень фактического роста цен превышает целевой ориентир более чем в 2 раза, а текущий темп роста экономики отклоняется в сторону снижения от среднего значения более чем на четверть. Входящие в эту группу страны составляют 9.8% мирового ВВП.

В Индии, Швейцарии, США, Казахстане, Польше, Австрии и др. странах группы отмечается превышение таргета и некоторое замедление экономического роста. Эти 19 стран также объединяет превышение уровня инфляции своего целевого ориентира и менее существенное отрицательное отклонение фактических темпов роста ВВП, чем в предыдущей группе. Эти страны составляют более 31% мирового объема ВВП.

В Грузии, Италии, Южной Корее, Канаде, Австралии, Азербайджане, Кыргызстане, Узбекистане, Армении и др. странах четвертого круга инфляция превышает таргет, но их экономика продолжает расти. Эту группу из 30 стран объединяет положительные темпы ВВП и на более чем 40% повышенный уровень инфляции.

Причины во всех странах различны, но сбалансированным и устойчивым экономический рост назвать нельзя. В условиях повышенного внутреннего и внешнего ценового давления и ответных монетарных ограничительных мерах обеспечить устойчивый экономический рост мало возможно.

Так, например, в Армении и Кыргызстане рост экономики существенно выше темпов роста предыдущих лет и обусловлен разовым фактором: притоком денежных переводов из России и присутствием российских граждан в этих странах.

Входящие в эту группу страны составляют почти треть мирового ВВП.

В нашу выборку также попала вторая экономика мира – Китай (более 18% мирового ВВП). В Поднебесной динамика цен отражает дефляцию, а экономический рост замедляется на фоне политики нулевой терпимости к COVID-19.

Что дальше?

Вероятно, следующий год будет более сложным, чем текущий и предполагает общую макроэкономическую турбулентность и геополитическую напряженность. Основной негативный фактор для мировой экономики текущего года – повышенный и упрямый рост цен – может смениться новой угрозой (наступлением периода стагфляции в мировом масштабе), о которой в 1965 году говорил британский политик Иэн Маклауд. Центральные банки ведущих экономик мира рискуют переборщить в погоне за обузданием роста цен и «привести к худшему из миров – не просто инфляции с одной стороны или стагнации – с другой, но обе их вместе».

При этом общий глобальный проинфляционный фон, вероятнее всего, будет стабилизироваться, как раз из-за массового разворота стран в сторону ужесточения денежно-кредитных условий. Однако существуют опасения, что текущие монетарные меры борьбы с инфляцией уже достаточны и необходимо не пропустить точку разворота к стабилизации и смягчению ДКП. В противном случае возможно повторение того же сценария, который отчасти и повлиял на текущую ситуацию с инфляцией – никто не смог вовремя остановить стимулирующие меры, ранее предпринятые для преодоления коронакризиса, и из временных они начали трансформироваться в постоянные.

Сейчас вызывает опасения ситуация в ведущих экономиках мира – в США, Европейском союзе, Великобритании и Китае. Первые три экономики рискуют пережить более сложные времена, экономический рост находится под давлением возросшей устойчивой инфляции и ответных мер центральных банков этих стран по ее сдерживанию. Даже при оптимистичном сценарии ситуация может сложиться в виде замедления, но сохранении слабо положительного экономического роста. В ином случае, если инфляция не среагирует на уже предпринятые меры ужесточения монетарных условий и потребуется дополнительные агрессивные шаги в этом направлении, экономическая активность с высокой вероятностью сильно снизится.

В Китае же возможно восстановление деловой активности, в случае отказа от жестких антиковидных мер или улучшения эпидемиологической обстановки. При этом на глобальные рынки восстановление экономики Поднебесной может вылиться в виде огромного объема отложенного спроса и вызвать вторую волну роста цен на все категории товаров и услуг.

Для развивающихся стран борьба с растущей инфляцией и охлаждением экономической активности также будет приоритетной задачей. Однако экзогенные риски, к которым они более подвержены, чем развитые страны, будут ограничивать скорость и эффективность предпринимаемых государственных мер. Вместе с внутренними дисбалансами давление будет со стороны усиливающихся долговых и валютных рисков, что может привести к более длительной рецессии.

Вызывает тревогу и отрицательный спред коротких и длинных облигаций (-80 б.п. – максимальное инверсивное значение за более чем 40 лет в США), который служит индикатором раннего оповещения кризисных явлений и является фактором в пользу большей вероятности реализации негативного сценария. Так, рейтинговое агентство Fitch в начале декабря 2022 года ухудшило свой прогноз по росту мирового ВВП на 2023 год с 1.7% до 1.4%. Экономисты Goldman Sachs также считают, что глобальный рост замедлится в течение следующих 10 лет до менее 3% в год. Основным фактором в пользу пересмотра оценок послужили негативные последствия мер по сдерживанию ценового давления для темпов экономического роста.

Международный валютный фонд согласен, что худшее для глобального экономического роста еще впереди. Темпы глобального экономического роста в следующем году будут ниже 2.7%, которые МВФ прогнозировал в октябре 2022. Прогнозируемый показатель роста мировой экономики в 2023 году самый низкий с 2001, за исключением периодов мирового финансового кризиса и острой фазы пандемии COVID-19.

Как говорила в своем октябрьском выступлении директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, «глобальная экономика переживает фундаментальный сдвиг, характеризующийся переходом от предсказуемого мира к миру с повышенной неопределенностью и геополитической конфронтацией, миру в котором любая страна может быстрее и чаще отклоняться от намеченного курса». В текущих сложных условиях нет универсального и легкого в реализации средства, позволяющего избежать глобальную стагфляцию. Поэтому особенно важно определить сбалансированный и упреждающий подход, который позволит избежать больших трудностей, и четко следовать ему. Необходимо предпринимать совместные и согласованные усилия в сглаживании последствий геополитической напряженности и противодействии соблазнам дальнейшей деглобализации рыночных отношений. Для того, чтобы избежать жесткой посадки и длительного нахождения в рецессионной яме, необходимо построение новой, более устойчивой к кризисам модели экономического развития.

Рекомендуем почитать
25 января 2023

Jusan Analytics представляет, что будет, если изменить некоторые важные обстоятельства в жизни и экономике. Дисклеймер: эта работа является фантазией автора, ситуации или выводы носят гипотетический характер.

18 января 2023

11 января 2023