Работа Каспийского трубопроводного консорциума приостановлена в третий раз за 2022 год
В среду, 6 июля, постановлением Приморского районного суда на 30 суток была приостановлена деятельность АО «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (КТК). Это уже третья остановка трубопровода с начала года, напоминает Jusan Analуtics.
КТК является основным экспортным маршрутом казахстанской нефти на международные рынки. По этому направлению транспортируются около 80% всей сырой нефти Казахстана, в целом через территорию России – более 90% казахстанской нефти.
На фоне благоприятной международной конъюнктуры рынка энергоресурсов потеря прибыли через КТК будет стоить 5% годового дохода бюджета. Это окажет достаточно болезненное влияние экономику Казахстана, особенно если учесть, что нефть занимает 52% в структуре экспортных позиций страны.
Казахстану в ближайшей перспективе будет сложно осуществить диверсификацию экспорта нефти из-за отсутствия должной транспортно-транзитной инфраструктуры. Международному консорциуму, в который входят Россия, Казахстан и ведущие мировые добывающие компании (ПАО «Транснефть» – 24%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, «КТК Компани» – 7%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.), необходимо как можно скорее урегулировать вопрос с приостановкой КТК.
Дополнительно, чтобы хоть как-то компенсировать финансовые потери, особое внимание должно быть уделено диверсификации поставок энергоресурсов, которые идут транзитом через инфраструктуру РФ. На сегодняшний день есть альтернативные пути для экспорта нефти по трубопроводу Атырау – Самара, а также в направлении Китая. Однако эти направления ограничены и требуют увеличения пропускной способности.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе транспортировка казахстанской нефти на Запад может быть реализована через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан. Однако этот маршрут также требует капиталоемких вложений и приобретения нефтеналивных танкеров для транспортировки до порта Баку.
Кроме того, Казахстан экспортирует нефть не только в западном, но и восточном направлении в Китай. По китайскому направлению необходимо наращивать мощности нефтепровода Атасу – Алашанькоу, который является частью общей системы магистральных нефтепроводов Казахстан – Китай.
Аят Сураганов, эксперт Jusan Analуtics
Источник: forbes.kz/process/energetics/kakoe_vliyanie_na_kazahstan_okajet_ostanovka_ktk