Президент Касым-Жомарт Токаев в июле подписал законы об изменениях на финансовом рынке страны. LS узнал, насколько эффективными они будут и к каким последствиям для игроков приведут.
В Jusan Analytics отметили, что принятые изменения благоприятно повлияют на финрынок, поскольку улучшают качество защиты прав потребителей, внедряют новые продукты и упрощают многие процедуры.
“Например, поправки, предусматривающие упрощенный порядок урегулирования страховых случаев при мелких ДТП и в случае отсутствия пострадавших, позволят автовладельцам без участия полиции и судебного решения получить выплату в ускоренном виде. Интересным является и введение таких фининструментов как социальные, “зеленые” облигации и облигации устойчивого развития, которые будут использоваться для реализации проектов по решению социальных проблем и в области экологии”, – считают аналитики.
Также они обратили внимание на прогресс в развитии механизма секьюритизаций и заинтересованности им на высшем уровне. В Jusan Analytics уверены, что внедрение и развитие такого инструмента позволит уменьшить проблему принятия излишних рисков при кредитовании, присущих отечественным заемщикам в корпоративном сегменте. Это в свою очередь окажет влияние на снижение ставок по такому виду заимствования.
Другой возможностью для эффективного применения механизма секьюритизации может выступать работа с проблемными долгами и вовлечение стрессовых активов на рынок.
Помимо этого, были снижены барьеры для открытия филиалов банков-нерезидентов, предоставлена возможность крупным МФО переквалифицироватся в банки, введена защита активов клиентов брокеров и управляющих инвестпортфелем от наложения арестов, взысканий по долгам последних.
“Кроме того, были приняты нормы, предусматривающие сокращение срока предоставления в кредитное бюро информации о выданных займах и микроссуд с 15 до одного рабочего дня. Это позволит уменьшить незаконные онлайн-кредиты, устранить возможность возникновения избыточной долговой нагрузки и нарушения ее коэффициента. Законом также ограничивается долговая нагрузка путем сокращения размера переплаты по микрокредиту до 50% от выданной суммы”, – добавили аналитики.
Однако, по их мнению, большой проблемой для роста этого показателя является учет оборотов по картам и счетам в качестве анкетных данных. В 2019 году были внесены изменения, согласно которым расходы по картам и счетам стали учитываться как доходы.
Подобная схема, как считают аналитики компании, противоречит международной практике и приводит к обходу ограничений, связанных с установлением и регулированием коэффициента долговой нагрузки.
“При меньшем относительно других странах уровне закредитованности, расходы населения на обслуживание займов у нас очень высокие. В условиях отсутствия единой информационной базы по транзакциям физлиц, эти люди оказались привязаны только к банкам, в которых они обслуживаются. Другие финорганизации не могут оценить их платежеспособность по этому показателю, что приводит к монополизации рынка и искажению рыночного механизма, установлению кредитных ставок в сторону их завышения. Наиболее эффективным и простым решением служит создание общей базы информации по транзакциям и переводам, которая будет доступна каждому фининституту”, – считают в Jusan Analytics.
Далее, немаловажным в подписанных изменениях, является законодательное урегулирование вопроса предоставления банками беспроцентных займов (рассрочек).
“Проценты за предоставления финансовых средств включаются в цену товара. Подобный механизм кредитования оказывает влияние на ускорение инфляции и позволяет банкам финансировать заемщиков выше установленного лимита по годовой эффективной ставке вознаграждения. В других странах существует четкая параллель и различие”, – пояснили аналитики.
Также, по мнению экспертов Jusan Analytics, одними из необходимых принятых поправок, являются те, что касаются защиты прав и интересов розничных инвесторов. В принятом законе предусмотрено их разделение (физических лиц) на квалифицированных и неквалифицированных, оценка приемлемого риска возможных потерь, чтобы предложить им к инвестированию соответствующие фининструменты.
“При этом, нужны также изменения, которые исключили бы необходимость получения от уполномоченного органа предварительного разрешения на размещение ценных бумаг и иных фининструментов эмитентов на территории иностранного государства. Это позволит сократить и время, и издержки эмитентов-резидентов по привлечению финансирования и организации сделок IPO/SPO”, – резюмировали аналитики компании.
Источник: lsm.kz/finrynok-izmeneniya-novoe