Sknews.kz: О сложностях и перспективах диверсификации поставок казахстанских углеводородов

Германия рассматривает возможность заменить российскую нефть казахстанской. ФРГ намерена отказаться от российских энергоресурсов уже в 2023 году и активно ищет им замену среди других стран-поставщиков нефти – informburo.kz

В условиях ужесточения антироссийских санкций казахстанские власти понимают, что необходимо искать новые маршруты для экспорта казахстанской нефти в обход привычных маршрутов. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству проработать оптимальный вариант использования Транскаспийского транспортного маршрута как будущей альтернативы Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК).
Казахстанские эксперты нефтегазовой отрасли поделились с Informburo.kz своим видением перспектив нового маршрута для экспорта чёрного золота.
Руководитель отдела международных и геоэкономических исследований Казахстанского института стратегических исследований Айдар Курмашев считает, что сложившаяся геоэкономическая обстановка серьёзно влияет на экономику многих стран, вопросы внешнеэкономических и торговых отношений переживают период стагнации.
“Учитывая значимость продажи нефти и энергоресурсов для развития Казахстана, диверсификация путей доставки становится важнейшей задачей в современных условиях. При этом необходимо учитывать, что Транскаспийский международный транспортный маршрут является мультимодальным, в нём задействованы железнодорожный и морской виды транспорта”, – сказал Айдар Курмашев.
По данным экспертов, транспортировка нефти через казахстанский порт Актау производится давно, но объёмы экспорта по этому маршруту незначительны: в 2021 году было перевезено чуть более двух миллионов тонн, за первые пять месяцев 2022 года – 912 тысяч.
Поэтому в ближайшей перспективе, по мнению Курмашева, будет рассматриваться вариант расширения поставок по смешанной системе, учитывая, что строительство трубопровода может занять длительное время.
Одним из возможных вариантов расширения возможностей этого транспортного коридора может стать прокладка дополнительного нефтепровода из Атырау до порта в Актау.
На сегодняшний день экспорт нефти, осуществляемый по Транскаспийскому маршруту, довольно незначительный. В 2021 году из порта Актау было отправлено около двух миллионов тонн нефти, это всего 3% от общего объёма экспорта. Основной объём этой нефти направляется в Баку, откуда через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан попадает на мировые рынки.
С мнением Айдара Курмашева согласился и эксперт Jusan Analytics Аят Сураганов: “Действительно, в условиях диверсификации экспортных маршрутов данное направление выглядит довольно привлекательным для Казахстана. Пропускная способность нефтепровода составляет 1,2 миллиона баррелей нефти в сутки. При этом нефти, добываемой на азербайджанских месторождениях, явно недостаточно для полной загрузки и обеспечения рентабельности нефтепровода”.
Эксперт отметил ряд сложностей, препятствующих быстрому расширению транспортного коридора. По словам Сураганова, сейчас через Каспийское море доступны только танкерные перевозки нефти, что делает её транспортировку по этому маршруту дорогой. К тому же возможности казахстанского флота и инфраструктуры порта Актау сдерживают растущий спрос на перевозки необходимых объёмов углеводородов.
Кроме ограничений существующей инфраструктуры, представитель Jusan Analytics назвал важной проблемой и разницу в качестве казахстанской и азербайджанской нефти: “При смешивании разных сортов азербайджанская нефть будет терять своё качество и соответственно снижаться в цене. В таком случае азербайджанская сторона, вероятнее всего, будет накладывать дополнительные тарифы на её прокачку, что также увеличит стоимость транспортировки и конечную цену для потребителей”, – акцентировал он.
Разработка Транскаспийского маршрута требует капиталоёмких вложений в инфраструктуру и чётких договоренностей со всеми заинтересованными сторонами. И даже при самом оптимистичном варианте реализации данный маршрут не сможет стать альтернативой КТК. Он лишь перенаправит часть экспортной нефти в обход России, подытожил аналитик.
Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов напомнил: “До расширения КТК крупнейшая нефтедобывающая компания, работающая на территории Казахстана, – “Тенгизшевройл” – часть нефти по железной дороге отправляла до порта Актау, а дальше – танкерами до Баку. Однако после расширения КТК ТШО стал полностью переправлять свою нефть по этому трубопроводу. И вскоре “Казмортрансфлот” был вынужден часть своих танкеров продать, а часть сдать в аренду Азербайджану. С тех пор через Каспий мы отправляем незначительный объём углеводородов”.
Вариант прокладки трубопровода по дну Каспийского моря всерьёз специалистами не рассматривается, заявил эксперт. По его словам, Каспийское море – закрытый водоём, и его дно напоминает американские горки: где-то глубина составляет 200 метров, где-то – всего пять метров.
Для расширения Транскаспийского маршрута Казахстану придётся закупать новые танкеры. Нурлан Жумагулов напомнил, что Каспий мелеет, и крупные танкеры не подойдут. Их максимальная грузоподъёмность должна составлять 10–12 тысяч тонн. Количество танкеров аналитик не назвал, добавив, что это зависит от того, сколько нефти страна планирует транспортировать до Баку.
КТК как работал, так и будет работать в будущем, считает эксперт. Это самый выгодный маршрут для инвесторов, от которого никто отказываться не планирует. Но Транскаспийский маршрут нужен в любом случае, потому что ожидается расширение добычи на Кашагане почти в два раза.
На Каспии есть ряд новых месторождений, куда зашли российский “Лукойл”, итальянская Eni. В течение пяти лет нефть начнут добывать и здесь. А значит, встанет вопрос её транспортировки. Вот для этого и требуется расширение Транскаспийского маршрута, сказал Нурлан Жумагулов Он также напомнил, что в следующем году на Тенгизе благодаря проектам ПБР-ПУУД (Проект будущего расширения / Проект управления устьевым давлением) будут наращивать добычу нефти. Вместо нынешних 27 млн тонн через пару лет здесь будут добывать 39 млн тонн. Эта нефть будет уходить через КТК.
Соответственно, для новой нефти Кашагана и новых проектов Каспийского моря нужна альтернатива. И ею может стать Транскаспийский маршрут.
“Главное, цена вопроса. Я делал расчёты, во сколько обойдётся, если отправлять нефть из Атырау. Грубо говоря, по КТК до порта на Чёрном море грузоотправители платят по 38 долларов за тонну. В то время как из Атырау до Баку – Тбилиси – Джейхан не менее 90 долларов. То есть затраты существенно разные. Естественно, инвесторы будут выбирать оптимальный вариант”, – рассказал гендиректор Союза нефтесервисных компаний Казахстана.
Спикер развеял миф о том, что Казахстан распоряжается поставками нефти. По данным Жумагулова, “КазМунайГаз” добывает лишь 23 млн тонн нефти, из которых половина уходит на внутренний рынок и на НПЗ в Румынии, принадлежащий нацкомпании. Основным же объёмом добываемой в стране нефти распоряжаются иностранные инвесторы.
“Другое дело – месторождение Кашаган. При его освоении заложен принцип разделения продукции. Неважно, куда ты нефть денешь. Главное, отгружай и плати. Нефть делится на восемь частей – на семь акционеров и казахстанское правительство. Каждая сторона должна самостоятельно распоряжаться отправкой нефти. Поэтому альтернативный маршрут через Каспий необходим в первую очередь для участников разработки Кашагана”, – подчеркнул Нурлан Жумагулов.
К вопросу об инициативе Минэкономики Германии (об увеличении поставок нефти из Казахстана в ФРГ) он добавил, что в прошлые годы республика экспортировала в ФРГ небольшой объём энергоресурсов и вряд ли способна в короткие сроки увеличить поставки сырой нефти европейскому партнёру.
Эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов в интервью “31 каналу” рассказал, что Казахстан при всём желании никогда не перекроет все потребности Германии, поскольку федеративная республика потребляет около 100 млн тонн нефти в год, а Казахстан добывает всего 84–86 млн тонн. Поэтому особой роли заявление германского Минэкономики не сыграет.
“Нефть по КТК традиционно отправлялась на один из технологических заводов, связанных с нефтепроводом. Все НПЗ в мире так или иначе привязаны к технологической цепочке, стабильным поставкам и даже к определённому сорту нефти, который поступает на переработку”, – сообщил Олжас Байдильдинов.
По словам Байдильдинова, немецкие СМИ довольно скептически относятся к обсуждаемой инициативе. В целом это можно охарактеризовать как переклейку этикетки, по сути, нефть будет та же самая.
Олжас Байдильдинов уточнил, что по нефтепроводам идёт не казахстанская нефть, а нефть из Казахстана: “Это разные вещи. Эта нефть не принадлежит нацкомпании “КазМунайГаз”. Около 80% нефти, которая бежит по трубопроводам, принадлежит трём крупным иностранным консорциумам, разрабатывающим Тенгиз, Карачаганак, Кашаган”.
Поэтому, по мнению эксперта, казахстанское правительство не может перенаправить поставки нефти из Казахстана в Германию.

Источник: sknews.kz/news/view/o-sloghnostyah-i-perspektivah-diversifikacii-postavok-kazahstanskih-uglevodorodov-na-mirovoy-rynok

We recommend reading
15 November 2022

14 November 2022

14 November 2022