Informburo.kz: Дешёвый бензин и стабильные поставки электричества. Как страны Центральной Азии могут заработать на энергетике

Узбекские заводы, киргизские гидроэлектростанции, транзитные коридоры и другие проекты в сфере энергетики.

21 июля президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев встретился на Иссык-Куле с главами других республик Центральной Азии. Одной из важных тем встречи стало сотрудничество в сфере энергетики.

“Казахстан также придаёт особое значение реализации совместных гидроэнергетических проектов в целях взаимовыгодного использования водных ресурсов трансграничных рек. В данном контексте активно обсуждается проект строительства Камбаратинской ГЭС-1 в Кыргызстане. Вчера мы, три президента, подробно обсудили данную проблему и пришли к предварительным конкретным и очень полезным договорённостям, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Гидроэлектростанция позволит укрепить энергетическую безопасность стран Центральной Азии, улучшить условия для расширения сельскохозяйственного производства”.

По мнению экспертов, перспективны и другие направления сотрудничества в сфере энергетики, касающиеся нефти, газа, водорода. Как Центральной Азии совместными усилиями обеспечить энергетическую безопасность региона?

Маршруты в Южную Азию

По данным эксперта Jusan Analytics Аята Сураганова, сейчас у Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет большого спроса на казахстанскую нефть. В 2021 году страны региона импортировали все виды энергоресурсов лишь на 4,5 млрд долларов, из них на Казахстан приходится 29%, или 1,3 млрд.

Такого же мнения придерживается и эксперт нефтегазового рынка Ерлан Жаукин. По его словам, наша страна экспортирует ежегодно в Узбекистан 400 тысяч тонн нефти. Конечно, мы можем увеличить объёмы, так как Узбекистан сейчас стремительно развивается и у них растёт потребность в энергии. Но даже здесь есть свой потолок.

Другой вариант – использовать Центральную Азию как транзитную зону для доставки нефтеналивных грузов в страны Юго-Западной и Южной Азии – Иран, Афганистан, Индию и Пакистан. Это возможно, однако отгрузку казахстанской нефти придётся осуществлять через железную дорогу, а это дорого и повышает себестоимость нефти.

Нефтеперерабатывающие заводы Узбекистана

Ещё одно решение – это модернизация старых узбекских нефтеперерабатывающих заводов. Алмаз Абилдаев, директор аналитического центра “Энергетические аспекты Казахстана”, отметил, что здесь мы можем пойти по пути Азербайджана.

Азербайджан добывает меньше нефти, чем мы, но при этом прибыли у них больше. Как так вышло? Одна из причин – в том, что они вложили свои деньги в нефтеперерабатывающие заводы Турции, которая считается энергетически нищей страной. По сути Азербайджан гонит туда свою нефть, перерабатывает и продаёт. То есть поставляет не сырье, а уже готовый продукт. 

Подобный  подход очень грамотен, и то же самое, по мнению эксперта, может делать и Казахстан, если для него будут приемлемые инвестиционные условия. Сейчас Узбекистан добывает около 700 тысяч тонн нефти в год, а остальное импортирует в виде готовых продуктов. Цена бензина у них составляет примерно 460 тенге.

“Если Казахстан сможет модернизировать узбекские НПЗ, увеличить их мощности и глубину переработки, то он может гарантировать Узбекистану снижение цены на бензин до 360-380 тенге. Таким образом наша страна обеспечит себе прибыль и окупит вхождение на рынок Узбекистана. Думаю, Ташкент не откажется от такого предложения. Тем более ранее я уже видел информацию, что они выставляли доли заводов для инвесторов. Выиграют обе страны”, – объяснил Алмаз Абилдаев.

Гидроэлектростанции Кыргызстана

Сейчас во многих странах идёт процесс отказа от углеводородов в пользу возобновляемых источников энергии. В таких условиях Казахстану тоже стоит задуматься о том, какую “зелёную” энергетику он может предложить миру, считает Алмаз Абилдаев. Эксперт видит здесь возможности сотрудничества с Кыргызстаном, у которого есть огромный гидропотенциал.

Ещё в 2018 году Абилдаев в первый раз высказал идею о том, чтобы Казахстан инвестировал в крупную кыргызскую ГЭС “Камбар-Ата-1″. А 8 июня этого года президент Кыргызстана Садыр Жапаров дал старт строительству этого объекта. Он пригласил Казахстан и Узбекистан стать инвесторами гидроэлектростанции и заявил, что проект принесёт пользу всей Центральной Азии. Строительство ГЭС может решить проблему с орошением и позволит экспортировать электроэнергию за рубеж.

При наличии финансирования Кыргызстан планирует сдать первый гидроагрегат через четыре года. Это принесёт ему 234 млн долларов годовой прибыли. Казахстан на официальном уровне уже проявил интерес к этому проекту.

По мнению Алмаза Абилдаева, вложение в гидроэнергетику Кыргызстана – это хорошее решение, если у этого соглашения будут определённые условия инвестирования, удовлетворяющие требования Казахстана. К примеру, если Кыргызстан гарантирует нам возврат наших средств и передачу части произведённой электроэнергии.

Казахстану в этом случае также стоит задуматься о том, как произведённую в Кыргызстане электроэнергию доставлять в южные области нашей страны и распределять между ними.

Эксперт считает, что если мы вложимся в строительство “Камбар-Ата-1″ и проект будет успешным, это послужит толчком к тому, чтобы инвестировать в другие ГЭС Кыргызстана, ведь в этой стране есть большой потенциал в 142 млрд кВт/ч в год, в то время как самому Кыргызстану нужно только 10% из этого объёма.

Водородная энергетика

Помимо гидроэлектростанций Казахстан также может обратить внимание и на водородную энергетику. Эксперты считают, что к 2050 году водород будет обеспечивать 18% всех энергетических потребностей мира. Поэтому можно сказать, что водородная энергетика – это тренд XXI века.

Германия, например, в ближайшие четыре года потратит около 2 млрд евро на исследование водородных технологий, а Австралия уже инвестировала в эту область 1,1 млрд долларов.< “Круглые столы по теме сотрудничества Казахстана и Узбекистана в водородной индустрии уже проводятся. И кстати, Германия смотрит на это с большим интересом. Я беседовал с несколькими немецкими коллегами и они поддерживают идею создания водородного коридора в Европу", – отметил Алмаз Абилдаев.

Обмен инвестициями

Эксперт подчеркнул, что все вышеперечисленные проекты – это не планы на ближайшие пять-десять лет, а долгосрочные цели – то, чего можно будет достичь через 30-50 лет. Однако задумываться об этом надо уже сейчас. В том числе и потому, что западные страны после 2030 года будут покупать нефть всё меньше и меньше, тренд на “зелёную” экономику никуда не исчезнет, а значит, придётся  подстраиваться под меняющиеся реалии.

То, что может быть выгодно уже сейчас, – это обмен инвестициями. В Узбекистан стало заходить много арабских инвесторов. По мнению Алмаза Абилдаева, мы можем объединиться и запустить с ними один проект, а с финансированием нам могут помочь инвесторы, уже работающие в Узбекистане на границе с Казахстаном.

“Сейчас центрально-азиатские страны работают с иностранными компаниями по двусторонним соглашениям. Особенно Китай любит договариваться с каждым по отдельности. Но так не должно быть. Мы всё-таки должны выступать единым голосом. Например, Казахстан, Узбекистан и Туркменистан могут договориться о ценообразовании на газ, чтобы получать свои выгоды от продажи его Китаю”, – подметил Алмаз Абилдаев.

Энергетическая дипломатия

Казахстан – сырьевая страна, но несмотря на это мы не до конца обеспечили себя газом, а соседи имеют проблемы с нефтепродуктами. Направления сотрудничества есть, но чтобы реализовать все проекты, по мнению Абилдаева, нужно детально изучать центрально-азиатские страны: их культурные ценности, потребности и стратегии развития, с пониманием относиться к их интересам.

“Благодаря энергетической дипломатии, а затем её техническому воплощению мы бы заработали больше. Но здесь вопрос не только в финансах. Не стоит думать, что если что-то выгодно Казахстану, то это будет автоматически выгодно и странам Центральной Азии. Без выстраивания крепких политических связей говорить об экономике не удастся”, – подытожил эксперт.

Источник: informburo.kz/stati/desyovyi-benzin-i-stabilnye-postavki-elektricestva-kak-strany-centralnoi-azii-mogut-zarabotat-na-energetike

We recommend reading
17 March 2023

16 March 2023

7 February 2023