Forbes.kz: В Астане обсудили ситуацию в экономике Казахстана

11 ноября Jusan Analytics провел дискуссию «Диалог об экономике: Казахстан в новой реальности»

Открывая мероприятие, руководитель Jusan Analytics Ануар Куандыков отметил, что дата встречи в столице Казахстана была выбрана не случайно – ее приурочили ко Дню национальной валюты. В дискуссии приняли участие представители госорганов, международных финансовых организаций, академического экспертного сообщества, бизнесмены.

«Мы поговорим о ситуации в экономике, как мировой, так и казахстанской; о том, как нам жить в новых условиях. Мы поговорим про макроэкономику, денежно-кредитную политику, о проблемах и перспективах финансирования реального сектора экономики, а также остановимся на социально-демографических вопросах», – сказал Ануар Куандыков.

Спикер предложил уделить внимание трем основным вызовам в глобальной экономике. Первое – это рост мировой инфляции, где можно отметить три основных фактора: ультрамягкая денежно-кредитная политика, в условиях которой жили последние 10-15 лет, в особенности вливания денежных средств в условиях пандемии. Второе – разрыв производственных и логистических цепочек, который остро ощутили в 2020-2021 годах. Третье – геополитические риски, способствующие росту мировой инфляции.

«Следующий момент – это мировой рост экономики. Мы видим, что он замедляется, отдельные регионы уходят в отрицательную зону. Мы видим, что объем долгов, которые сейчас набрали государства, просто зашкаливает. Есть риски глобального долгового кризиса. Это основные вызовы. Конечно, есть и другие, например, рост геополитической напряженности в мире. Но сегодня мы больше хотели бы поговорить о тех экономических факторах, которые я обозначил», – сказал Ануар Куандыков.

По его словам, экономический рост 4 из 6 основных показателей снижается из месяца в месяц. Это касается торговли, промышленности, логистики и строительства.

«По нашим оценкам, если до конца года глобальных изменений не будет, то экономика в годовом выражении покажет рост где-то 2,5% относительно предыдущего года.  По инфляции мы тоже не видим основных причин изменения тренда, поэтому ожидаем, что инфляция превысит 20-21%. Это основные наши базовые прогнозы», – резюмировал руководитель Jusan Analytics.

В свою очередь, директор департамента денежно-кредитной политики Национального банка Рустем Оразалин отметил, что инфляция продолжает ускоряться.

«Монетарные факторы, которые мы наблюдаем, усугубляются дополнительными шоками, например, тем, что происходило с курсом тенге в марте и летом. В сентябре мы получили новый виток ускорения инфляции на фоне наплыва российских граждан, который серьезно подстегнул инфляционные ожидания и представляет наибольшую угрозу для денежно-кредитного регулятора», – поделился представитель Нацбанка.

По его мнению, структура экономики в мире меняется в условиях роста неопределенности, деглобализации и декарбонизации. Вызовов для монетарной политики становится больше.

«Но, несмотря на количество вызовов, мы видим, что мандат центральных банков остается незыблемым и является ключевым в сохранении ценовой стабильности, потому что это основа экономики. Если нет этой стабильности, то экономика не будет работать. Без ценовой стабильности нет долгосрочного устойчивого развития, которое приносит общественное благо каждому из нас», – подчеркнул спикер.

По его словам, бремя высокой инфляции тяжелее всего ложится на тех, кто меньше всего способен его нести. Поэтому при текущих условиях восстановление ценовой стабильности займет некоторое время и требует решительного использования инструментов центральных банков, резюмировал Рустем Оразалин.

Исполнительный директор Jusan Analytics Александр Дауранов в своей презентации остановился на том, как демография влияет на потребление в Казахстане. По его данным, через 10 лет будет достигнуто самое низкое число активных потребителей, что объясняется экономическим кризисом 90-х годов, когда рождаемость в стране резко сократилась после поколения беби-бумеров, родившихся в 80-е годы.

«За 10 лет практически на 700 тысяч человек сократится численность группы во возрасте 30-39 лет. Как это влияет на потребление? Мы проанализировали предыдущие 10 лет с 2011 по 2021 год и увидели, что очень сильно возросло число самых активных потребителей 30-39 лет. При этом менее активные потребительские группы сокращаются, но прирост занятости и прирост новых потребителей был на низком уровне. То, что увеличилась группа 30-39 лет, обеспечило практически 50% прироста конечного потребления», – считает Александр Дауранов.

Также он высказался на тему того, как уход беби-бумеров из активной фазы потребления повлияет на экономический рост на макро- и на микроуровне и как изменятся предпочтения и поведение потребителей на уровне компаний.

По его словам, в ближайшие 5 лет будет минимальный прирост числа занятых из рожденных в 2000-х годах. Если в начале нулевых ежегодно был чистый прирост от 140 до 180 тысяч занятых, а с 2012 по 2021 год этот показатель сократился в среднем до 150 тысяч ежегодно, то в следующие 5 лет ежегодный прирост активно занятых работников снизится в среднем до 40 тысяч. А вместе с этим – и прирост числа платежеспособных потребителей. Одновременно будет происходить снижение числа самых активных потребителей. Экономика и потребительский рынок будут испытывать одновременное давление двух негативных демографических тенденций.

«Мы оценили, каким образом это повлияет на конечное потребление. Нужно будет удвоить рост производительности, чтобы поддерживать темпы роста конечного потребления домохозяйств на текущем уровне. Тренд же, наоборот, идет на снижение роста производительности. И второе, будет экспансия цифрового поколения, людей, родившихся после 2000 года. Если беби-бумеры и после 30 лет все еще являются адептами офлайн-потребления, то у поколения моложе 30 лет формируется больше спроса на онлайн-потребление», – резюмировал Александр Дауранов.

Как сообщили в Jusan Analytics, дискуссии планируется проводить на регулярной основе.

Источник: forbes.kz/process/v_astane_obsudili_situatsiyu_v_ekonomike_kazahstana/

We recommend reading
17 March 2023

16 March 2023

7 February 2023